Фактчекинг


Фактче́кинг (дословно: прове́рка фа́ктов; англ. fact-checking) — это процесс проверки фактической точности сомнительных сообщений и заявлений. Проверка фактов может осуществляться до (ante hoc) или после (post hoc) публикации или иного распространения текста или контента[1]. Внутренний фактчекинг — это проверка, проводимая издателем собственными силами с целью предотвращения публикации неточного контента; когда текст анализируется третьей стороной, этот процесс называется внешний фактчекинг[2]. Проверка фактов это одно из направлений журналистики контроля[3].

Исследования показывают, что проверка фактов действительно может поменять мнение граждан[4], а также удержать политиков от распространения ложных или вводящих в заблуждение утверждений[5]. Однако этот эффект со временем может затухать или быть подавлен сигналами элит, которые продвигают менее точные утверждения. Политический фактчекинг иногда подвергается критике как журналистика мнений. Оценка деятельности специалистов, занимающихся проверке фактов в политике США показывает неоднозначные результаты относительно того, является ли фактчекинг эффективным способом уменьшения заблуждений и является ли этот метод надежным[6].

Орентированность на сенсационные материалы газет 1850-х годов и более позднего времени привела к необходимости создания средств массовой информации, в большей степени основанных на фактах. Колин Дики описал эволюцию проверки фактов, ключевыми элементами в которой были[7]: создание Associated Press в 1850-х годах (требующей краткий фактический материал), Ральф Пулитцер из New York World (с его «Бюро точности и честной игры», 1912 год), Генри Люс и журнал Time (первоначальное рабочее название журнала: Facts) и знаменитый отдел проверки фактов газеты The New Yorker.

Внешние организации постфактум-проверки фактов впервые возникли в США в начале 2000-х годов. С первого десятилетия XXI века появились средства массовой информации, посвященные исключительно проверке фактов, особенно в Интернете. Это явление зародились в англосаксонской прессе[8]: в США это явление приобрело популярность с созданием некоммерческого сайта FactCheck.org (2003 год), за которым последовал PolitiFact (из Tampa Bay Times) и The Fact Checker (из The Washington Post) в 2007 году. За этим последовали различные интернет-СМИ в Великобритании (Channel 4 Fact Check и Full Fact). В то же время в Германии возник жанр блогов, посвященных проверке фактов: watchblog — термин, созданный с момента основания блога BILDblog в 2004 году, который отслеживал и проверял статьи газеты Bild, имеющей крупнейшей тираж в стране[9]. BILDblog стал самым популярным блогом в Германии, с 2009 года он также занимается проверкой фактов в других СМИ. В 2010-х годах эта концепция приобрела большую актуальность и распространилась на различные другие страны[10].

В период с 2004 по 2008 год упоминания о проверке фактов в газетах увеличились более чем на 50 процентов, а с 2008 по 2012 год — более чем на 300 процентов.