Прогрессивизм в США


Прогрессивизм в США — реформаторское движение, преобладавшее в политической жизни Америки в начале XX века. Его социальной опорой стал средний класс. Американский прогрессивизм стал ответной реакцией на модернизацию американской экономики и общества[1], в частности, на появление крупных промышленных и железнодорожных корпораций, а также на засилие коррупции в американской политике. К XXI веку прогрессистское движение приобрело черты энвайронментализма и движения за социальную справедливость[2].

Многие прогрессисты считали, что монополии в американской промышленности нарушают естественные экономические законы конкуренции, необходимой для прогресса страны[3][4]. Президенты Теодор Рузвельт и Уильям Тафт поддерживали развитие конкурентного права, рассчитанного на подавление в экономике недобросовестной конкуренции.

В то же время, ряд прогрессистов указывал на необходимость консолидации капитала и промышленности и даже монополизации некоторых отраслей[5] под контролем правительственных органов.

Коррупция подрывала основы американской государственности, и прогрессисты требовали очистить органы власти всех уровней от коррупционеров[6].

Прогрессисты требовали улучшить контроль над органами власти путём внедрения механизмов прямой демократии. Так, в ряде штатов (Орегон, Вашингтон, Айдахо, Висконсин) была внедрена система прямой инициативы избирателей, референдумов и отзыва депутатов, не удовлетворяющих их требованиям[7][8][9].

В центре внимания прогрессистов оказались реформы в управлении на уровне отдельных штатов и быстро растущих городов. В частности, они требовали от выборных депутатов найма профессиональных менеджеров для организации юридических процедур, документооборота, торговых операций и т. д.[10][11][12][13][14] В частности, по их требованиям были введены должности сити-менеджера, профессионального администратора, выполнявшего решения городского совета. Кроме того, было сокращено влияние местных политических боссов и расширены полномочия городских советов. Численность чиновников городского и регионального уровня была сокращена. Средства бюджетов городов и штатов стали расходовать в соответствии с заранее принятыми планами, а не в зависимости от наличия средств.