Промышленность Германии


Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Крупнейшие немецкие концерны (среди них — общеизвестные автомобильные концерны — Volkswagen, BMW, Daimler, химические — Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch) имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру.

В последние десятилетия некоторые традиционные отрасли, например сталелитейная и текстильная промышленность, в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний, перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой немецкой экономики и — по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, — имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

В течение 30 лет Германская империя конкурировала с Великобританией за звание ведущей промышленной державы Европы. Представителем немецкой промышленности стал сталелитейный гигант Krupp, чей первый завод был построен в Эссене. При Бисмарке Германия была мировым новатором в создании государства всеобщего благосостояния. Немецкие рабочие пользовались медицинскими пособиями, пособиями по случаю несчастного случая и беременности и родам, столовыми, раздевалками и национальной пенсионной системой.Индустриализация в Германии приходила динамичными темпами, и немецкие производители начали захватывать внутренние рынки за счёт британского импорта, а также конкурировать с британской промышленностью за рубежом, особенно в США. К 1870 году немецкая текстильная и металлообрабатывающая промышленность превзошла британскую по организационной и технической эффективности. Вытеснив британских производителей на внутренний рынок, Германия стала доминирующей экономической державой на континенте и была второй по величине страной-экспортёром после Британии.

Технический прогресс во время немецкой индустриализации происходил в четыре волны: железнодорожная волна (1877—1886), волна красителя (1887—1896), химическая волна (1897—1902) и волна электротехники (1903—1918). Поскольку Германия индустриализировалась позже Британии, она смогла смоделировать свои заводы после британских, тем самым более эффективно используя свой капитал и избегая устаревших методов в своём прыжке в технологическую оболочку. Германия инвестировала больше, чем британцы, в исследования, особенно в химию, двигатели и электричество. Господство Германии в области физики и химии было таким, что треть всех Нобелевских премий досталась немецким изобретателям и исследователям.