Просветлённая ночь


«Просветлённая ночь» (точнее «Преображённая ночь», нем. Verklärte Nacht) Op. 4 — произведение Арнольда Шёнберга, написанное в 1899 году, одно из вершинных достижений позднего романтизма и первое значительное сочинение этого автора. Средняя продолжительность звучания 27 минут.

Источником вдохновения Шёнбергу послужило одноимённое стихотворение Рихарда Демеля (1896), в котором действуют мужчина и женщина, оказавшиеся вдвоём в лесу: женщина признаётся мужчине в том, что ребёнок, которым она беременна, — не от него, мужчина отвечает, что душевное тепло, которое они дарят друг другу, преображает этого ребёнка, и он становится его ребёнком. Демель после премьеры «Просветлённой ночи» прислал Шёнбергу письмо с благодарностью[1].

Шёнберг сочинил «Просветлённую ночь» за несколько недель, отдыхая в городке Пайербах вместе со своим учителем Александром фон Цемлинским и его сестрой Матильдой, которая двумя годами позже стала женой Шёнберга; к этому времени Шёнберг уже был влюблён. Первоначальная партитура, для струнного секстета (две скрипки, два альта, две виолончели), была завершена 1 декабря. В 1917 году Шёнберг переинструментовал «Просветлённую ночь» для струнного оркестра, в 1943 г. внёс в оркестровую версию ряд поправок, связанных с темпами, артикуляцией и балансом инструментов. Существует также сделанное Эдуардом Штейерманом переложение для фортепианного трио.

Композиционно стихотворение Демеля состоит из пяти частей, и произведение Шёнберга, хотя и не делится формально на части, в целом следует этой пятичастной композиции. В поздних, 1950 года, заметках по поводу «Просветлённой ночи» Шёнберг показывает на многочисленных примерах, что конкретные места в его музыке соответствуют конкретным строчкам и фразам в исходном стихотворном тексте[1].

В интервью 1902 года для «Немецкой газеты музыкантов» (нем. Deutsche Tonkünstler-Zeitung) Шёнберг указал, что написанный им секстет был для него попыткой перенести в сферу камерной музыки открытия новейшего симфонизма[1]. Эти открытия для раннего Шёнберга лежали, с одной стороны, в симфониях Иоганнеса Брамса, из размышлений над структурой которых он взял свою идею «развивающей вариации» (нем. entwickelnde Variation), а с другой стороны — в музыке Рихарда Вагнера (особенно в опере «Тристан и Изольда»), из которой Шёнберг извлекал уроки гармонии.