Проспект Мира (станция метро, Калужско-Рижская линия)


Проспе́кт Ми́ра — станция Московского метрополитена. Расположена на Калужско-Рижской линии, между станциями «Рижская» и «Сухаревская».

Станция открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», после ввода в эксплуатацию которого в Московском метрополитене стало 47 станций. Первоначально она была названа «Ботанический сад», равно как и открытая 30 января 1952 года пересадочная с ней станция Кольцевой линии, которая, в свою очередь, была названа в честь находящегося рядом Ботанического сада МГУ. В 1957 году 1-я Мещанская улица, Троицкое шоссе, Большая Алексеевская улица[комм. 1], Большая Ростокинская улица и часть Ярославского шоссе были объединены в один проспект, названный проспектом Мира. Находящиеся в самом начале проспекта Мира обе пересадочные станции «Ботанический сад» 20 июня 1966 года получили новое название в честь этого проспекта[1][2]. А название «Ботанический сад» получила станция, которая была открыта 30 сентября 1978 года неподалёку от Ботанического сада Академии наук СССР в Останкине.

В 1991 и 1992 годах существовали планы переименования станции «Проспект Мира» Кольцевой линии в «Мещанскую слободу», а станции «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии — в «Олимпийскую»[3]. Однако эти планы не были реализованы.

Станция имеет один выход. Первоначальный наземный вестибюль, сооружённый в 1959 году по проекту архитектора И. Г. Таранова, не сохранился. В настоящее время северный торец центрального зала соединён эскалаторным наклоном с вестибюлем, который находится на первом этаже здания Инженерного корпуса Московского метрополитена (архитекторы В. М. Гинзбург, А. И. Таранов).

«Проспект Мира» — пилонная станция глубокого заложения (глубина — 50 метров) с тремя сводами. Сооружена по проекту архитекторов В. В. Лебедева и П. П. Штеллера. Диаметр центрального зала — 9,5 метров, диаметр боковых залов — 8,5 метров. Поперечное сечение пилонов уменьшено. Сооружена по типовому проекту.

Срезанные по углам и расширяющиеся кверху пилоны станции облицованы белым мрамором. Пилоны имеют карниз, за которым скрыты светильники.