Псевдо-Захария


Псевдо-Захария (VI век) — неизвестный компилятор-переводчик «Церковной истории» церковного историка Захарии Митиленского. Возможно — раннехристианский писатель и церковный деятель Захария Ритор.

Захария Ритор получил образование в Александрии и Бейруте, служил в Константинополе (под ритором в то время понимали адвоката). Написал около 518 года монофизитскую «Церковную историю», посвятив её главе монофизитской же церкви патриарху Северу. Однако к 536 году Захария Ритор обратился в православие и стал епископом Митиленским. Некоторые исследователи склонны различать Захарию Ритора и митиленского епископа Захарию Схоластика; это — одна из причин использования наименования «Псевдо-Захария».

Перу Захарии Ритора приписывают написанное на сирийском житие Петра Ивера, с которого был осуществлен перевод жизнеописания этого святого на грузинский язык.

Подлинник «Церковной истории», охвативший период от 450 до 491 года и, по предположению Ланда, написанный на греческом, не сохранился. До наших дней дошёл сокращённый и изменённый сирийский её перевод. Имя автора перевода, жителя сирийского города Амида, неизвестно; в историографии его называют Псевдо-Захария. Работа Захарии Митиленского вошла в состав компиляции Псевдо-Захарии и составила III—VI книги от труда последнего. Остальные I—II и VII—XII книги написаны по сочинениям других авторов[1][2]. Седьмая глава XII книги составлена сирийским автором самостоятельно[3]. Псевдо-Захария свой компилятивный труд завершил в 569 году, на 880 год селевкидской эры[4].

В начале текста собственно Псевдо-Захарии им дано географическое описание мира. В основном, это классическое описание Клавдия Птолемея, однако, оно дополнено следующим текстом:

«Базгун земля со (своим) языком, которая примыкает и простирается до Каспийских ворот и моря, которые (находятся) в пределах гуннских. За воротами живут бургары, со (своим) языком, народ языческий и варварский, у них есть города, и аланы, у них пять городов. Из пределов Даду живут в горах, у них есть крепости. Ауангур, народ, живущий в палатках, аугар, сабир, бургар, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, ефталит, эти тринадцать народов, живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них (живет) народ амазраты и люди-псы, на запад и на север от них (живут) амазонки (amazonides), женщины с одной грудью, они живут сами по себе и воюют с оружием и на конях. Мужчин среди них не находится, но если они желают прижить, то они отправляются мирно к народам по соседству с их землёй и общаются с ними около месяца и возвращаются в свою землю. Если они рождают мужской пол, то убивают его, если женский, то оставляли и таким образом они поддерживали своё положение. Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей. Дальше на восток, у северных краев, есть еще три черных народа»[5].