Психоделический фолк


Психодели́ческий фолк (англ. Psychedelic folk), или псих-фолк (англ. psych folk), — музыкальный жанр, сложившийся в 1960-е на стыке прогрессивного фолка и психоделического рока. От фолка жанр перенял акустическое звучание, а от психоделического рока — элементы характерные для психоделической музыки в целом.

Термин «психоделический» впервые был использован в отношении нью-йоркской фолк-группы The Holy Modal Rounders[en] в 1964 году[1]. В середине 1960-х психоделическая музыка быстро распространилась на фолк-сценах как западного, так и восточного побережья США[2]. В Сан-Франциско появились Kaleidoscope[en], It's a Beautiful Day и Peanut Butter Conspiracy, в Нью-ЙоркеCat Mother & the All Night Newsboys[en], в ЧикагоH. P. Lovecraft. Многие из этих групп перешли с фолк-рока на психоделический фолк, последовав примеру группы The Byrds, а в настоящее время к их числу относят также группы Jefferson Airplane, Grateful Dead и Quicksilver Messenger Service[3].

С середины 1960-х как в США, так и в Великобритании наблюдается всплеск психоделической музыки на фолк и рок-сценах. Под эту волну подпали и особо значимые британские фолк-исполнители, такие как Donovan (с 1966) и Incredible String Band (с 1967)[4]. В конце 1960-х и начале 1970-х произошёл короткий расцвет прог-фолка в Великобритании и Ирландии, появились группы Third Ear Band[en] и Quintessence за которыми последовали более абстрактные и с восточным влиянием Comus[en], Dando Shaft[en], Trees[en], Spirogyra, Forest и Jan Dukes de Grey[en][5].

Интерес к психоделической музыке стал угасать к началу 1970-х, и многие фолк-группы, не перешедшие на другие музыкальные направления, распались. Британские группы в большинстве своём приобрели электрическое звучание, как, например, психоделический фолк-дуэт Tyrannosaurus Rex, ставший впоследствии электрическим рок-ансамблем под названием T. Rex. Другие, вероятно, под влиянием электрик-фолк-пионеров Fairport Convention перешли на более традиционный материал, в том числе Dando Shaft, Amazing Blondel и Jack the Lad[5].

Оживление психоделического фолка произошло после появления инди-рока в 2000-х, с движением New Weird America и стилистически подобным — фрик-фолк. Пионерами были Davenport, No Neck Blues Band и Sunburned Hand of the Man. Кроме того, ранние альбомы группы Animal Collective очень близки по звучанию к этому движению, равно как и их сотрудничество с ветераном британского фолка Vashti Bunyan[6]. Группа The Microphones (с 2003 года под названием Mount Eerie) также содержит психоделический фолк[7]. Обе группы получили широкую известность на инди-сцене благодаря обзорам опубликованным на сайте Pitchfork Media[8][9][10], а вскоре появились и другие представители жанра, к примеру Grizzly Bear[11], Grouper[12], Islaja, BOTOS.