Пузырёв, Иван Петрович


Ива́н Петро́вич Пузырёв (15 июня 1883, Санкт-Петербург, Российская империя — 4 сентября 1914, там же) — русский предприниматель, один из основоположников автомобильной промышленности в России.

Иван Петрович Пузырёв родился 15 июня 1883 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной семье. Его отцом был генерал-майор от артиллерии Пётр Иванович Пузырёв, мать — Юлия Яколевна Пузырёва (урождённая Прозорова), дядя — Алексей Яковлевич Прозоров, председатель Санкт-Петербургского биржевого комитета, член III Государственной думы от города Санкт-Петербурга. Получил высшее юридическое образование[1].

Будучи увлечённым автомобилистом, Пузырёв посетил в 1907 году «Первую международную выставку автомобилей, велосипедов и спорта» в Санкт-Петербурге, где заключил контракт с немецким дистрибутором запасных частей фирмой «Зорге и Забек» (нем. Sorge & Sabeck) о представлении их интересов в Российской империи. В том же году открыл в Петербурге магазин «Автомобильный материал И. П. Пузырёв» и издал каталог запасных частей, в котором было представлено около 600 наименований изделий, поставлявшихся его немецким партнёром — это был крупнейший в России склад автозапчастей на тот момент. За 2 года Пузырёв наладил прямые контакты с производителями автозапчастей и отказался от дальнейшего сотрудничества с «Зорге и Забеком» на том основании, что они, будучи посредником, завышают цены[2][3].

В августе 1909 года в районе Чёрной Речки в Петербурге открыл завод по производству собственных запчастей и ремонту автомобилей под названием «Русский автомобильный завод И. П. Пузырёва» (РАЗИПП). На заводе было налажено производство шестерней, валов, картеров и цилиндров двигателей по требованию заказчиков[2][3][4].

На тот момент в России практически не было собственного автомобильного производства — лишь «Руссо-Балт» производства Русско-Балтийского вагонного завода в Риге (современная Латвия) и несколько небольших сборочных предприятий, собиравших автомобили из иностранных деталей (обычно по лицензии)[4]. Ивана Петровича это не устраивало, он собирался «постепенно создать и выработать тип специально русского автомобиля, отвечающего требованиям передвижения в России, применительно к особенностям наших путей сообщения»[3].