Паджо Другом Жигпо


Пхаджо Другом Жигпо (Тибетский: ཕ་ཇོ་འབྲུག་སྒོམ་ཞིག་པོ, Вайли: pha jo 'brug sgom zhig po) [1184-1251 / 1208—1275][1] был тибетским буддистом, особенно важной фигурой в раннем распространении школы Друкпа в Бутане, где он почитается как эманация Авалокитешвары. Его потомки сыграли важную роль в истории Бутана. Священные места, связанные с Пхаджо Другом Жигпо и его потомками, включены в предварительный список Бутана для включения в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО[2].

Незадолго до своей смерти основатель школы Друкпа Цангпа Гьяре Еше Дордже[англ.] сказал своему племяннику и наследнику Онре Дарма Сенге (1177—1237): «Придет сын Кхампы из Кхама. Но он не встретится со мной. Ты присмотри за ним. Отправь его в южную долину, которую посетил и благословил Оргьен Падма Юнгне. Он окажет большую услугу Будде Дхармы».

Пхаджо Другом Жигпо родился, вероятно, в 1184 году в Янцзе Бабчу (ryang tse 'bab chu), Ташиганг в регионе До-Кам Восточного Тибета, младшим из трех сыновей купца Дабзанга (zla-bzang), принадлежавшего к ветви клана Гья (rgya), и его жены Ачи Палмо Кьид (a lce dpal mo skyid). Изначально его звали Дондруб Гьялцен.[3] Тибетское жизнеописание Пхаджо и религиозные истории Друкпа Кагью из Бутана рассказывают о различных благоприятных и чудесных знамениях, сопровождавших его зачатие, беременность матери и рождение, и сообщают, что он был упрямым и быстро развивающимся ребенком.

В возрасте семи лет он начал учиться у местного священника Ньингмы, который обучил его чтению и письму. В возрасте 12 лет он отправился учиться к мастеру Ньингма по имени Тхарпалингпа, который дал ему полный набор обетов мирского подвижника и имя Тарпа Гьялцен. От этого учителя он получал наставления по порождению великой мысли о просветлении, учения по уровням Маха, Ану и Ати Тантры, Дзогчен и, в частности, наделение силой и учения по «всем циклам Махакару» (Mahākāruṇika)[1] (Великий Сострадательный — имя Авалокитешвары). Он также получил все циклы и полномочия Восьми заповедей (bka brgyad).[1]

От ламы он также получил наставления по тексту «Махамудра, рассеивающая тьму невежества» и чодскому тексту «Глубокое учение о рассечении объектов во время одиночного сидения».[1] Затем он провел длительную медитацию в Лингкар Драк, месте, благословленном Гуру Падмасамбхавой.

Однажды он узнал о духовной репутации Цангпа Гьяре от торговцев из Джанг Таклунга. Одно лишь упоминание имени Цангпа Гьяре вызвало в нем глубокое чувство преданности, и на его глаза навернулись слезы. Движимый великой преданностью, он решил отправиться в Ралунг[англ.], чтобы увидеть Цангпа Гьяре. Он попросил у своего учителя разрешения отправиться в паломничество в Лхасу и Самье. Получив от учителя все необходимые наставления, он отправился в путь. Ему потребовался почти год, чтобы добраться до тибетского региона У-Цанг.