Радиопостановка


Радиопостано́вка (аудиодрама, радиоспектакль) — одна из форм художественного радиовещания, передача по радио записи пьесы или инсценировки литературных произведений. Создан также ряд оригинальных произведений для радио.

С развитием радиовещания появилась особая разновидность спектакля — радиоспектакль[1]. В 1920—1930-е годы, до распространения магнитной записи звука, радиоспектакли разыгрывались непосредственно в эфире[2].

Первой радиопостановкой в истории считается прозвучавший в эфире радиостанции KDKA (Питтсбург) в 1921 году скетч «Сельская линия об образовании» (англ. A Rural Line on Education[3]), написанный специально для исполнения по радио[4]. Другой ранней радиопьесой развлекательного характера стала созданная Нэнси Брозиус в 1925 году «Подавайте на них в суд» (англ. Sue 'Em)[5]. Первый в истории Европы радиоспектакль «Комедия опасности», вышедший в эфир в 1924 году на BBC Radio, был поставлен по пьесе, которую, также специально для этого формата, написал Ричард Хьюз. Уже для этой ранней работы характерна попытка преодолеть ограничения «слепого медиума»: действие разворачивается в тёмной шахте, где оказались заперты персонажи-горняки[4]. Радиоспектакли получили широкое распространение в Италии, Германии и Австрии, где националистические режимы оценили пропагандистские возможности радиовещания[6]. В США особой популярности радиодрамы достигли в 1930-е и 1940-е годы. В последнее десятилетие за неделю в радиоэфир в США выходили 47 часов драм, 8 часов комедий и 14 часов триллеров[4]. В 1930-е и первой половине 1940-х годов радиодраматургию США отличала прогрессивная направленность, радиопьесы затрагивали острые социальные темы, в остальном в эфир не попадавшие, однако после 1945 года, с усилением маккартизма, социальная тематика оказалась под запретом и радиопостановки вернулись к лёгким развлекательным темам[7]. В СССР первые опыты радиодраматургии (работы Афиногенова, Вармужа) датируются достаточно ранним периодом, однако в условиях, когда радиовещание в целом было слаборазвитым, не развивался и этот жанр[8]. Вместо произведений, написанных специально для радио, с 1930-х годов около четверти эфирного времени занимали записи театральных постановок и выступления чтецов, для радио адаптировались сочинения для драматического театра и оперы (так, в постановке Мейерхольда были подготовлены в 1935 году «Каменный гость», а в 1937 году — «Русалка» Пушкина)[9]. Лишь в 1960-е годы радиопостановки стали массовым явлением[8].