Радиотелескоп имени Б. Ловелла


Радиотелескоп имени Б. Ловелла[3] — радиотелескоп в обсерватории «Джодрелл-Бэнк» рядом с Густрей, Чешир, Северо-Западная Англия. На момент постройки в 1957 году, являлся самым большим (диаметр зеркала 76,2 метра) полноповоротным радиотелескопом в мире[4]. В настоящее время — третий по величине, после радиотелескопа «Грин-Бэнк» в США (100 м) и Эффельсбергского радиотелескопа в Германии (100 м)[5]. Изначально он был известен просто как 250-футовый телескоп или Радиотелескоп в «Джодрелл-Бэнк»; примерно в 1961 году был переименован в телескоп «Марк-1» («Mark I»), когда было начато обсуждение строительства новых телескопов («Марк-2», «3» и «4»)[6]. В 1987 году был переименован в радиотелескоп «Ловелл»[7] и стал частью сети «МЕРЛИН» и Европейской РСДБ-сети[8][9].

Создатели Бернард Ловелл и Чарльз Хазбанд[англ.] за вклад в создание телескопа были посвящены в рыцари[10]. В сентябре 2006 года телескоп выиграл в конкурсе знаменитых сооружений, проводившемся каналом Би-би-си[11]. В 2007 году телескоп отпраздновал своё 50-летие.

В ясную погоду телескоп виден с высотных зданий, таких как Beetham Tower в Манчестере, и таких отдалённых мест как Пеннинские горы, Winter Hill, Сноудония, en:Beeston Castle, Чешир и Пик-Дистрикт. Также виден из зала ожидания и ресторана Терминала 1 аэропорта Манчестера.

Бернард Ловелл построил транзитный телескоп в Джодрелл-Бэнк в конце 1940-х. Это был радиотелескоп диаметром 66 м, который смотрел перпендикулярно вверх, следующим логическим шагом было построить телескоп, который бы мог смотреть на все части неба. Хотя транзитный телескоп был спроектирован и построен самостоятельно, для разработки полностью управляемого (поворотного) телескопа первостепенной задачей было найти инженера, готового сделать эту работу. Им оказался Чарльз Хазбенд[англ.], которого Ловелл впервые встретил 8 сентября 1949 года[12][13].

Основой вертикального поворотного механизма стали два редуктора и связанные с ними шестерни, снятые с 15-дюймовых орудийных башен списанных военных кораблей 2-й Мировой войны HMS Revenge и Royal Sovereign; остальные части поворотного механизма разрабатывались под эти редукторы[14]. Хазбенд представил первые чертежи поворотного телескопа в 1950 году, после уточнения подробные чертежи были представлены в Департамент научных и промышленных исследований Великобритании 20 марта 1951 года[15][16]. В марте 1952 года чертежи были утверждены[17].

Строительство началось 3 сентября 1952 года[18]. Фундамент телескопа был завершён 21 мая 1953 года, глубина фундамента 27 м[19][20]. Из-за требований точности при укладке рельс фундамент был оставлен на усадку до середины апреля 1954 года[21][22]. Центральная ось была поставлена на место 11 мая 1954 года[23], последняя ходовая тележка в середине апреля 1955 года.[24]