Райхсбрюке


Райхсбрюке (нем. Reichsbrücke, Имперский мост) — совмещённый метромост через Дунай, Донауинзель и Новый Дунай в Вене. Соединяет 2-й район Вены, Леопольдштадт, с 22-м районом Донауштадт. Один из самых известных венских мостов.

Выше по течению находятся мост Бригиттенауэр[нем.] (через Дунай) и мост Понте Каграна[нем.] (через канал Новый Дунай), ниже — мост Донауштадт[нем.] (через Дунай) и мост Кайзермюлен[нем.] (через канал Новый Дунай).

Первый мост на месте нынешнего Райхсбрюке был построен в 1872—1876 годах и назывался мостом кронпринца Рудольфа. Это произошло ещё до регулирования русла Дуная в Вене. Через саму реку проходил мост из стальных ферм, а над заливными лугами по обоим берегам Дуная проходили арочные секции. В 1919 году, когда Австрия стала республикой, мост был переименован в Райхсбрюке.

В качестве меры по снижению безработицы во времена Великой депрессии 1930-х годов, на том же месте было решено возвести висячий мост[1]. Инженерной стороной дела заведовали архитекторы Зигфрид Тайс[нем.] и Ганс Якш[нем.], а художественной — Клеменс Хольцмайстер.

Строительство началось 26 февраля 1934 года. В работах участвовали только австрийские компании[2]. Старый мост был сдвинут вниз по течению на 26 м (менее чем за 7 часов), так что новая стройка могла проходить на том же месте и не мешала движению.

Строительство висячего моста предполагалось выполнить с дополнительным анкерованием цепей в массивах береговых устоях. Когда заложение этих массивов было закончено и производилась установка балок жесткости, в рабочих камерах были выполнены исследования грунта, которые показали, что пласт глины коричневого цвета не способен принять огромные горизонтальные усилия[3][4]. По предложению инженера К. Терцаги было принято решение заанкеровать цепи в балку жесткости[5]. Это потребовало значительного усиления балок жесткости, вызвало дополнительные расходы и удлинило строительство на один год[6].