Раль, Карл Генрих


Карл Генрих Раль, также Карль Раль Старший (нем. Carl Heinrich Rahl, Carl Rahl der Ältere; 11 июля 1779[1], Гейдельберг — 12 августа 1843[2][1], Вена[3][1]) — австрийский рисовальщик, акварелист и художник-гравёр немецкого происхождения. Мастер репродукционной гравюры в технике офорта и резца. Отец живописца Карла Раля[4].

Карл Генрих Раль, также известный как Карл Раль Старший, был сыном печатника по тканям Давида Бернхарда Раля, который сначала отдал его в ученики к золотых дел мастеру (Goldschmied), где он прошёл обучение на ювелира и научился гравировать по металлу[5].

В 1799 году Раль Старший переехал в Вену, где завершил своё художественное образование в Академии изобразительных искусств у Г. Ф. Фюгера. В Вене он стал работать в качестве репродукционного гравёра, воспроизводящего в гравюрах живописные оригиналы других художников. В Вене Карл Старший женился на Терес, дочери Лоренца. В 1812 году у них родился сын Карл, будущий живописец. В 1815 году Раль стал членом Венской академии изобразительных искусств и в 1829 году придворным гравёром. После смерти Иоганна Фридриха Лейбольда в 1838 году он сначала получил должность ассистента профессора, а затем, в 1840 году, стал полным профессором Венской академии.

Карл Генрих Раль гравировал резцом по меди, сначала пунктирной манерой, а потом исключительно офортом и сухой иглой. Им выполнено значительное количество гравюр, отличающихся точным рисунком, но необычно грубой техникой крупного штриха. Наиболее известны «Иов» и «Велизарий» по живописным оригиналам Э. Вехтера, «Рождество Христово» (La Notta) и «Мария Магдалина» (по оригиналам Корреджо), «Святая Маргарита» с оригиналa неизвестного художника школы Рафаэля, «Святая Юстина» с Моретто да Брешиа, «Сретение» по картине Фра Бартоломео, два пейзажа по оригиналам Никола Пуссена и «Битва при Асперне» по картине Крафта.