Раскрытие информации


Обязательное раскрытие информации[1] - государственная политика, проводимая для избежания несогласованных стимулов или асимметрии информации между участниками рынка, а также гражданами и государственными органами. Её важное преимущество перед другими способами регулирования рынка заключается в гибкости и невмешательстве в совершенную конкуренцию.

Раскрытие информации не должно мешать, оно, наоборот, должно способствовать, самостоятельному принятию решений. Если ввести определённые грамотные требования по раскрытию информации, то это повысит эффективность функционирования рынка, помогая избежать асимметричной информации с несогласованными стимулами. Обязательное указание информации обычно используется в тех случаях, когда менее информированные покупатели взаимодействуют с более информированными продавцами и когда стимулы обеих сторон не согласованы. Эти особенности характеризуют такие ситуации, как взаимодействия между покупателем и продавцом автомобилей (продавец обладает более полной информацией о различных характеристиках машины, но именно покупатель заинтересован в том, чтобы водить более надёжную и качественную машину. Также часто возникают особенности взаимодействия между доктором и пациентом.

В дополнение к тем ситуациям, в которых раскрытие информации затрагивает стандартные провалы рынка, созданные асимметричной информацией и несогласованными стимулами, раскрытие используется для того, чтобы защитить покупателей от самих себя. Психология и поведенческая экономика приводят новое логическое объяснение такого регулированию только с точки зрения экономики. Это новое объяснение включает в себя понятие «поведенческие провалы рынка».

Раскры́тие информа́ции (англ. Information disclosure) на рынке ценных бумаг — это система осуществляемых эмитентами мероприятий, направленных на информирование акционеров, государственных органов и других участников рынка ценных бумаг о своем финансово-экономическом положении, предпринимаемых действиях и других сведениях, предусмотренных национальным законодательством и нормативными актами об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и эмиссии ценных бумаг[2].

Акционерные общества по своей экономической природе являются участниками рынка ценных бумаг, уставный капитал которых формируется уже на этапе учреждения общества путём оплаты размещаемых ими ценных бумагакций. И хотя акции далеко не всех акционерных обществ являются свободно обращаемыми на публичном рынке ценных бумаг (бирже), сама их правовая природа, порядок отчуждения, предоставляемые ими права таковы, что необходимым условием нормальной деятельности эмитентов и построения ими нормальных взаимоотношений с иными участниками рынка ценных бумаг является их (эмитентов) информационная прозрачность и открытость.