Распространение иудаизма в Хазарии


Распространение иудаизма в Хазарии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество. Существующие на эту тему сообщения письменных источников трактуются по-разному, и в мировой историографии наблюдается несовпадение мнений. Российские и украинские специалисты традиционно придерживаются скептической оценки, считая что в иудаизм перешли только царский род и некоторая часть высшей знати. Напротив, западные и, в том числе, некоторые израильские историки настаивают на широком бытовании этой религии среди всех хазар, а также на её проникновении в среду подчинённых хазарам народов. Другая часть израильских историков в последнее время полностью отрицает факт хазарского обращения как таковой[1]. В крайнем виде эти точки зрения превращаются в провозглашение насильственного характера иудаизации «сверху», преувеличение еврейского фактора в хазарской истории в ущерб остальным, а иногда в полное отождествление хазар с евреями, или в объявление недостоверными абсолютно всех сообщений письменных источников. Археологические данные должны стать решающими в решении этого спорного вопроса, а также ряда других, непосредственно с ним связанных:

Известно, что правители Хазарии перешли в иудаизм по собственной инициативе в нач. IX века[3]. По легенде это произошло в ходе диспута, устроенного между представителями трёх религий. Через «выбор веры» в разное время проходили все кочевые каганаты Евразийских степей и все соседи Хазарии (Дунайская и Волжская Болгарии, Русь, Алания). Хазарский случай уникален тем, что в качестве официальной религии был выбран иудаизм, который по своей природе является национальной религией евреев и не предусматривает обращение других народов. Кроме того, у евреев с эпохи Рассеяния не было государственности.

Существует не менее пяти версий рассказа о хазарском «выборе веры». Хазарская «официальная» версия представлена в Письме царя Иосифа, еврейская — в Кембриджском Анониме, две мусульманские — у испано-арабского писателя XI в. ал-Бакри и иранского богослова ал-Джаббара (рубеж Х—ХI вв.), христианская — в житии Кирилла-Константина. Важные сведения имеются также у Иегуды Галеви и аль-Масуди. В каждом из рассказов дата обращения, обстоятельства прений, регион, из которого пришло еврейское влияние, и причина победы иудаизма описываются различно.

Персонификацией процесса принятия иудаизма является Исаак ха-Сангари — полулегендарный еврейский проповедник, который якобы убедил хазар принять иудаизм. Он упоминается в поздних еврейских источниках. Впервые у барселонского автора XIII века Моше бен Нахмана.