Расы (фэнтези)


Расы (англ. races), также разумные расы в фэнтези, а также близкой к ней фантастике (прежде всего в космоопере) представляют собой скорее отдельные биологические виды разумных существ, чем расы реального мира[1][2]. Традиционным является разделение всех известных в вымышленном мире разумных существ на несколько рас или этносов с особой культурой и происхождением и отличающихся своими возможностями и приспособленностью к среде обитания. Расы являются одним из наиболее часто встречающихся элементов в фэнтези[1].

Серьёзное влияние на идею разделения на расы в фэнтези оказал Джон Толкин[1][2][3], который закрепил концепцию рас и популяризовал этот термин[1][2]. Он ввёл в фэнтези эльфов, гномов, хоббитов, орков (гоблинов) и энтов. Все они, кроме полуросликов имеют корни в фольклоре, но в фэнтези они в основном понимаются в значительно изменённой интерпретации Толкина[3]. Дальнейшее развитие фэнтезийных рас осуществила настольная ролевая игра Dungeons & Dragons, систематизировавшая представления о них и сильно повлиявшая на их образы в современных играх, литературе и визуальном искусстве[3][1][4].

Наиболее популярными расами в фэнтези являются: люди, эльфы (тёмные эльфы), феи, дворфы (гномы), полурослики, орки, гоблины, огры, тролли, оборотни, разумная нежить (вампиры, личи), демоны.

В некоторых произведениях к расам могут относится и такие мифические существа как ангелы, драконы, кентавры, минотавры, энты и др., хотя их особенности/уровень интеллекта/социальная структура неоднозначны и во многом отличаются от рас указанных выше. Также фигурируют гибридные расы, например полуэльфы и полуорки[англ.][5][3][1]. Архетипы этих рас восходят в основном к кельтской, германской, греческой и христианской мифологии[5][3].

Представители рас в фэнтези имеют стереотипный характер, но очень распространены сюжеты о нетипичном поведении конкретных их представителей: благородные вампиры, мудрые и справедливые драконы, страдающие от своего проклятия оборотни, борющиеся с себе подобными демоны и т. п.[5]