Ратель (БМП)


«Ратель» («ratel» — медоед) — первая колесная БМП в мире[7]. Разработана в 1968-72 гг. компанией «Спрингфилд-Бюссинг» («МАН-ЮАР»). В 1978-87 гг. для Сухопутных войск ЮАР заводом «Сандок-Австраль» (ЮАР)[8] выпущено 1,4 тыс. ед.[3] (в т.ч. КШМ, самоходные минометы и ПТУР, штурмовые орудия).[3]. Различные варианты БМП применялись Сухопутными войсками ЮАР эпохи апартеида в Анголе и Намибии и Сухопутными войсками Марокко в в Западной Сахаре. После 1994 г. БМП «Ратель» применялись Национальными силами ЮАР в миротворческих операциях в Лесото, Сомали, Нигерии, ЦАР, Ливии и Йемене.

После Второй мировой войны роль Вооруженных Сил Южно-Африканского Союза (предшественника ЮАР) подразумевала взаимодействие с Вооруженными силами Великобритании на африканском и ближневосточном ТВД[8][9]. На 1950-е гг. техника Сухопутных войск ЮАС состояла из образцов производства Великобритании[9][8], основным БТР ЮАС являлся БТР «Сарацин»[8]. Ухудшение отношений с Великобританией и возникновение в 1961 г. независимой ЮАР привели к отказу метрополии от поставок новейших вооружений в бывший доминион. Отсутствие поставок и приоритет внимания к угрозе терроризма внутри страны[8] заставили правительство независимой ЮАР обратиться за помощью к Вооруженным силам ФРГ и Франции[10].

В 1968 г. Генштаб сформулировал доктрину применения механизированных частей Сухопутных войск для обороны протяженных границ Юго-Западной Африки (Намибии) от партизан СВАПО[11]. Бронегруппы на БМП имели преимущество в защищенности и огневой силе перед мотопехотными частями[11] В штабных играх по пограничным боям силами мотопехоты в ЮЗА-Намибии стало ясно, что имевшиеся на вооружении грузовики «Бедфорд» и бронеавтомобили «Панар» не могут обеспечить маневренность и защищенность пехоты при столкновении с противником.[11] Была поставлена задача обеспечить Сухопутные войска легкой БМП, которая бы сочетала огневую силу с мобильностью на полупустынном ТВД африканской саванны[8]. Особенностью доктрины ЮАР стало отсутствие требования по применению БМП в общевойсковом бою с участием артиллерии и танков. На первый план была выдвинута высокая тактическая подвижность стрелковых подразделений в условиях засушливого бездорожья[8]. БМП должна была отвечать требованиям высокой автономности и надежности при ограниченных возможностях обслуживания в условиях юга Африки.[8] Песчаный ландшафт саванн севера ЮАР и пустыни Намиб приводил к износу гусеничного шасси, заставив рассматривать колесный движитель, как основной для всех видов техники.[8] Преимуществами колесной БМП был рост тактической подвижности и снижение требований к перевозкам в условиях ограниченной ж/д сети.[8] Преимущества колесной техники превосходили такие недостатки, как уязвимость колес от стрелкового оружия, меньшая грузоподъемность и проходимость.[7] Дополнительным требованием Сухопутных войск была возможность установки двухместной башни с пехотным орудием.[11]