Глабер, Рауль


Рау́ль Глабе́р (фр. Raoul Glaber, англ. Rodulfus Glaber, лат. Radulfus Cluniacensis; 9851047[2][3]) — бургундский хронист, монах-бенедиктинец, автор латинской «Истории своего времени в пяти книгах» (лат. Historiarum Sui Tempora Libri Quinque), охватывающей период с 900 по 1046 год[4].

Родился около 985 года в Бургундии и, возможно, был незаконнорожденным[5]. Сызмальства отличаясь непослушанием и буйным нравом, в возрасте двенадцати лет был отдан своим дядей-монахом для исправления в монастырь Сен-Леже-де-Шампо (фр. Saint-Léger-de-Champeaux)[6], однако вскоре, по его собственным словам, изгнан был оттуда «за неподобающее поведение». Нашёл приют сначала в аббатстве Нотр-Дам-дю-Мутье, а затем в монастыре Сен-Бенинь близ Дижона, где около 1015 года познакомился с известным пьемонтским монахом-реформатором Гильомом де Вольпьяно, оценившим его литературные таланты, а в 1025 году взявшим с собой в путешествие в Сузу в Италии[7]. Служил Гильому вплоть до его смерти в 1031 году, после которой составил жизнеописание своего учителя[8]. Затем, при аббате Одилоне, подвизался в Клюни (1031—1033)[7], после в аббатстве Сен-Пьер в Безе[5], а c 1039 года до конца своих дней жил и трудился в бенедиктинском аббатстве Сен-Жермен в Осере, где занимался высеканием и реставрацией надписей на алтарях церквей и надгробиях похороненных в них святых[6].

В 1030—1040 годах[9] Рауль Глабер написал «Историю своего времени в пяти книгах» (лат. Historiarum Sui Tempora Libri Quinque), посвящённую клюнийскому аббату Одилону[10] и изначально задуманную, видимо, в качестве всеобщей истории. В итоге, по мнению современных исследователей, из-под пера Глабера вышел не столько исторический труд, сколько сборник исторических анекдотов, наглядно иллюстрирующий нравы конца X — начала XI века и при этом содержащий массу хронологических и географических неточностей[11].

«История» Глабера, испытавшая на себе заметное влияние хроники его современника Адемара Шабанского (1030)[5], примечательна попыткой изобразить всемирную историю как состоящую из четырёх периодов (от сотворения мира до всемирного потопа; от потопа до Моисея; от Моисея до IX века — «Царство силы»; от IX века до времени жизни автора — «Царство правды») только на том основании, что на свете существует четыре стихии, четыре главные добродетели и четыре евангелия[12]. Отказываясь от каролингского наследия, не говоря ни слова о временах Карла Великого, Глабер старается вписать историю человечества в четырёхчастную рамку, подражая отражавшей структуру видимого мира традиционной архитектуре монастырей и давая её событиям построенный на аналогиях мистический комментарий[13].