Реалистический театр


Реалистический театр — драматический театр, работавший в Москве. Образован в 1927 году на основе Четвёртой студии МХАТ. Ликвидирован в 1937 году путём слияния с Камерным театром.

В 1921 году по инициативе группы актёров Художественного театра Георгия Бурджалова, Василия Лужского, Евгении Раевской и режиссёра Николая Демидова, была образована 4-я студия МХАТ[4]. Расположилась студия, которую фактически возглавил Г. Бурджалов, на 1-й Тверской-Ямской улице[уточнить] и в 1922 году открылась спектаклем «Земля обетованная» по пьесе С. Моэма.

В 1924 году, сохраняя прежнее наименование, студия была преобразована в театр; в том же году не стало Бурджалова, и некоторое время коллектив не имел руководителя. В 1925 году театр возглавил Михаил Тарханов, в то время ещё не обладавший достаточным режиссёрский опытом; позже по его приглашению пришёл режиссёр Василий Фёдоров, ученик Вс. Мейерхольда; главным художником стал другой ученик Мейерхольда — Илья Шлепянов. На сцене студии выступали, в частности, мхатовцы Мария Роксанова, Николай Плотников, Василий Новиков[4].

В 1927 году Михаил Тарханов преобразовал 4-ю студию в самостоятельный коллектив — Реалистический театр[5]. В репертуаре тех лет «Волчья стая» Ж. Тудуза (1927), «Страсть мистера Маррапита» по роману А. Хетчинсона (1927), «Последняя ставка» Ф. Ваграмова и Н. Петрашевича (1928). Постепенно нараставшие разногласия между частью труппы, стоящей на позициях прежнего реалистического направления, и сторонниками нового направления, причисляемого критиками к формалистическому, привели к уходу Тарханова уже в 1927 году.