Шлепянов, Илья Юльевич


Илья Юльевич Шлепя́нов (27 октября [9 ноября1900, Чернигов — 21 декабря 1951, Москва) — советский театральный режиссёр и художник. Заслуженный артист РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии (1946, 1951).

Родился в Чернигове; в 1904 году семья переехала в Киев, где в 1919 году он окончип 1-е коммерческое училище и одновременно живописную школу художника А. С. Монко. Тогда же начал заниматься у петроградских педагогов, учеников В. Э. Мейерхольда в 1914—1917 годах А. М. и А. В. Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. Продолжал занятия и поступив добровольцем в РККА, во время службы в Политуправлении 12-й армии в Киеве.

В 1922 году Шлепянов стал учеником В. Э. Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских, которые окончил в 1925 году. Ещё во время учёбы оформил в Театре им. Мейерхольда три спектакля — «Д. E.» М. Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А. Файко и «Мандат» Н. Эрдмана (1925), под руководством Мейерхольда разработал для них новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца и другие[1].

Поскольку в театре Мейерхольда спектакли мог ставить только сам художественный руководитель[2], Шлепянов вместе с несколькими молодыми актёрами (М. И. Жаровым, В. Ф. Фёдоровым и другими) в 1926 году покинул учителя, недолгое время был главным художником Бакинского рабочего театра, затем Реалистического театра в Москве, а с 1928 года — главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Здесь Илья Шлепянов работал до 1937 года, оформил, в частности, получившие известность спектакли по пьесам Н. Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932) и «После бала» (1934). Осуществил вместе с А. Д. Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М. Бабановой, М. Астанговым, О. Пыжовой. Отдавал предпочтение конструктивно-архитектурному принципу оформления, используя фотомонтаж и отказываясь от плоскостных живописных декораций[1]. Поставил ряд пьес современных советских драматургов, в том числе «Улицу радости» Н. А. Зархи и «На Западе бой» В. В. Вишневского.

Со второй половины 30-х годов Илья Шлепянов занимался преимущественно режиссурой. В 1938—1939 годах работал вЛенинградском Малом театре оперы и балета, где поставил, в частности, оперу Д. Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939—1940 — художественный руководитель Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940—1942 в Москве руководил Театром имени Ленсовета, во время эвакуации театра в город Бийск выступал на сцене Бийского городского театра. В 1942—1944 руководил Театром Сатиры.

В 1944 — 1951 годах был главным режиссёром ЛАТОБ имени С. М. Кирова[1]. Поставил «Орлеанскую деву» П. Чайковского и «Семью Тараса» Д. Кабалевского. В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» Шекспира и «Бесприданницу» А. Островского.