Ревайвализм (искусство)


Ревайвализм или движение ревайвализма (от англ. revival — возрождение и англ. movement — движение) — англоязычный термин, используемый в западноевропейском искусствоведении для обозначения тенденции «возрождения» исторических прототипов прошлого в настоящем. Термин используется в самом широком смысле, от эпохи Возрождения (предполагавшей выбор и использование определённых исторических прототипов) до наших дней[1].

Термин возник и используется только в английском языке, что связывают с высокой ролью ревайвализма в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Великобритании в XVIII — XIX веке. «Готическое возрождение» (англ. Gothic Revival) стало одним из самых важных и распространённых видов явления, наряду с существованием китайского, греческого, египетского, мавританского и индийского ревайвализма[2]. «Готическое возрождение» в англоязычной литературе понимается шире, чем неоготика (стиль XIX — начала XX века) — как общее движение в искусстве с 1620-х по 1930-е годы[3].

В современный период термин применяют к различным явлениям искусства: «возрождению» фолк-музыки в США и Канаде в 1958—1965 годах[4]; «египетскому возрождению» в искусстве от античного Рима до XX века[5]; «возрождению» греческой трагедии в современном театре[6].

В континентальной Европе сложилось иная терминология. Для обозначения условного собирательного ряда стилистических направлений в искусстве историзма 2-й трети XIX — начала XX веков, для которых типично воспроизведение характерных элементов того или иного стиля прошлого, используют термин исторические стили[7]. Для обозначения широкой совокупности художественных явлений в культуре XX века, связанных с непосредственной опорой на исторические традиции искусства, принят французский термин неотрадиционализм[8].

Одной из важных характеристик ревайвализма является то, что его источники, формы и прототипы, созданные в прошлом, воспроизводятся в настоящем спустя определённый временной интервал. Хотя и такая характеристика не является универсальной: цель «возрождения после перерыва» может возникать и по отношению в явлениям, которые продолжают существовать, но в меньших масштабах[10].

Метод ревайвализма никогда не предполагал копирования или даже повторения, а вместо этого предполагал «обогащение» прототипов, воссоздавая их теми способами, которых ранее не существовало, для их приспособления целям настоящего, в процессе создавая что-то новое и придумывая для него новый исторический контекст. Разглядеть это прямо в произведениях ревайвализма достаточно сложно: методы, стили или артефакты, «возрождаемые» в настоящем, внешне могут выглядеть точно так же, как их прототипы в прошлом, особенно если это материальный предмет[10].