Реизов, Борис Георгиевич


Бори́с Гео́ргиевич Реи́зов (19 октября (1 ноября) 1902, Нахичевань-на-Дону — 21 марта 1981, Ленинград) — советский литературовед и переводчик, специалист по истории европейских литератур XVIII—XIX веков, теоретическим и методологическим проблемам литературоведения. Доктор филологических наук, профессор. Член-корреспондент АН СССР с 24 ноября 1970 года по Отделению литературы и языка (литературоведение).

Окончил Северокавказский университет в Ростове-на-Дону (1926) и аспирантуру в Ленинградском институте речевой культуры (1930). Работал старшим научным сотрудником ИРЛИ АН СССР. С 1935 года — доцент, с 1940 года — профессор ЛГУ, заведующий кафедрой зарубежной литературы, декан филологического факультета (1963—1968). Доктор филологических наук (1939, диссертация «Стендаль-романист»). Он читал общие и специальные курсы, вел семинарские занятия, руководил курсовыми и дипломными работами. Под его руководством был написан и успешно защищен не один десяток кандидатских диссертаций.

Серьёзный ученый, он, увы, продал душу дьяволу, лакействовал перед партийными подонками, что давало ему возможность спокойно публиковать вполне приличные в научном отношении труды… Но, очевидно, совесть, когтистый зверь, бередит душу таких изменников интеллигентской чести: Реизов к концу жизни сошёл с ума[1].

Исследовал литературный процесс в связи с общественной мыслью эпохи, в его движении и исторической перспективе. В центре интересов учёного находился французский реалистический роман XIX века (Стендаль, Бальзак, Флобер, Золя)[2]. В работах Б. Г. Реизова показан генезис эстетических идей, породивших то или иное литературное явление и определивших его функцию в художественном развитии общества, а также его восприятие в последующие эпохи.

В сфере его научных интересов находилась вся европейская литература, особый интерес вызывали межкультурные связи. В архивах были обнаружены неизданные статьи по сравнительному литературоведению, которое его увлекало, несмотря на борьбу с космополитизмом, развернувшуюся в 1946-1947 годах[3]. Именно с такой точки зрения он обращался и к творчеству русских классиков, выявляя ещё никем вполне не изученные аспекты её международных связей; в разное время его привлекали к себе Фонвизин, Жуковский, Лермонтов, А. К. Толстой, но более всего — Пушкин и Достоевский[4].