Рейландер, Оскар Густав


Оскар Густав Рейландер (иногда — Рейлендер[5], англ. Oscar Gustave Rejlander, 1813 (?), Швеция — 18 января 1875, Лондон, Великобритания) — фотограф, один из пионеров художественной фотографии, английский художник-живописец-прерафаэлит[6] шведского происхождения. Один из основоположников пикториализма в фотографии[7]. Создатель сентиментальных жанровых постановочных фотографий и изобретатель композитной (с использованием нескольких негативов) печати[5].

Датой рождения фотографа условно считается 1813 год (документально эта дата не подтверждена), а местом — Швеция. Учитывая склонность фотографа к вымыслу, в отношении этих фактов высказывались обоснованные сомнения[8]. Его отец, Карл Густав Рейландер, был по профессии специалистом по обработке камня, но дослужился до офицера шведской армии[9].

Рейландер учился живописи в Швеции, а затем — в Италии. Он получил некоторую известность как портретист и литограф, изготовлял на продажу копии картин старых мастеров. Предполагают, что он побывал в Испании, а вернувшись в Италию, познакомился с молодой англичанкой, близкие отношения с которой позволили ему рассчитывать на переезд в Великобританию[4]. Около 1841 года он поселился в Англии. Здесь он занимался живописью, с 1848 года регулярно представлял свои картины на выставке Королевской Академии художеств[10]. Жил первоначально в Линкольне, с 1846 года — в Вулверхэмптоне, а с 1862 — в Лондоне[9].

О своём знакомстве с фотографией Рейландер писал: «В 1852 я был в Риме и увидел фотографии с Аполлоном, Венерой и т. д. и т. п., я их купил и изучил. Я был рад возможности измерять относительные пропорции античных фигур в оригинале и на плоской копии. Это было мое первое осознанное знакомство с результатами фотосъёмки»[11]. В 1853 году Рейландер взял единственный урок по калотипии и коллодию у лондонского фотографа Николаса Хеннемана, который, по его словам, длился всего три с половиной часа, так как Рейландер торопился на поезд[9]. Позже он недостатки в образовании пытался компенсировать экспериментами. Фотограф писал: «Я сэкономил бы себе год или больше, если бы счёл нужным внимательно изучить основы фотографии хотя бы за месяц»[12]. Друг Рейландера Уильям Парк, владелец книжного магазина и совладелец газеты Wolverhampton Chronicle, помогал ему в финансовом отношении, поставлял клиентов, регулярно печатал статьи о его творчестве в своей газете. В этой газете 15 ноября 1854 года появилась статья «Усовершенствования в калотипии, сделанные м-ром О. Г. Рейландером из Вульверхэмптона», из неё следовало, что фотограф экспериментирует с несколькими негативами и с освещением. Приём композитной печати он использовал первоначально не как художественный, а как чисто технический, чтобы компенсировать недостатки мокроколлодионного процесса (главным среди них была необходимость проводить обработку снимка за короткое время, пока его покрытие не успевало полностью высохнуть)[4].