Реквием (Верди)


Реквием ми минор (итал. Messa da Requiem) — произведение для солистов, хора и оркестра итальянского композитора Джузеппе Верди.

Замысел Реквиема относится к концу 1868 года: смерть Джоаккино Россини побудила Верди обратиться к «наиболее уважаемым итальянским композиторам» (ныне забытым) с предложением объединиться для написания траурной мессы к годовщине смерти композитора (см. Месса по Россини). По жребию Верди досталась заключительная часть, чаще всего опускаемая композиторами, — Libera me. Реквием был сочинён к ноябрю 1869 года, но не был исполнен[1].

Позже Верди решил написать собственный Реквием для Россини; работа затянулась, и толчком к скорейшему её завершению, — к тому времени композитор уже написал несколько частей[1], — послужила смерть знаменитого писателя Алессандро Мандзони (22 мая 1873 года), перед которым Верди преклонялся с юных лет, считал его «образцом добродетели и патриотизма»[2].

Работу над Реквиемом Верди завершил 10 апреля 1874 года. Первое исполнение состоялось в годовщину смерти Мандзони, 22 мая того же года, в миланском соборе Святого Марка; за дирижёрским пультом стоял сам автор[2]. Через несколько дней Реквием с огромным успехом был исполнен в театре «Ла Скала»; столь же успешно в 1875 году прошли под управлением автора премьеры в Париже, Лондоне и Вене, а затем в Мюнхене, в Петербурге

По признанию самого композитора, первоначально он взял за образец Реквием до минор Луиджи Керубини, сочинение хоровое, без солистов, в котором оркестру в целом отводится достаточно скромная роль, — однако в процессе работы Верди далеко отошёл от этого образца: в его Реквиеме, помимо большого четырёхголосного хора и полноценного симфонического оркестра, присутствуют четыре солиста — сопрано, меццо-сопрано, тенор и бас. По стилю, многочисленными ариозо и ансамблями — дуэтами, терцетами и квартетами — с истинно итальянской оперной кантиленой, Реквием Верди больше напоминает его поздние оперы, прежде всего «Аиду»[1], чем сочинение Керубини и других его предшественников. Роль оркестра в этом Реквиеме далеко выходит за рамки простого аккомпанемента.

Быть может, потому, что смерть Мандзони была для Верди личной утратой, он создал произведение глубоко драматическое, с присущей романтизму остротой переживаний, резко отличающееся даже от его собственных, написанных позже «Четырёх духовных пьес», выдержанных в строгом, вполне «церковном» стиле. В Реквиеме этот стиль напоминает только Agnus dei.