Рельсовый шутер


Рельсовый шутер (англ. rail shooter) — жанр компьютерных игр, одна из разновидностей жанра shoot ’em up, в которой персонаж ограничен в движении заданной траекторией, позволяя лишь незначительно или вовсе не отклоняться от неё, что напоминает поездку по рельсам. Двигаясь по траектории, игроки должны прицеливаться и стрелять во врагов, уворачиваясь от снарядов и избегая попаданий. Начиная с аркадных игр, таких как Space Harrier (1985), во многих рельсовых шутерах персонаж или космический корабль пролетают через препятствия, однако в некоторых действие происходит во время ходьбы, бега или вождения автомобиля. Несмотря на то, что рельсовые шутеры получили широкое распространение на консоли Wii благодаря наличию контроллера Wii Remote, в наши дни новые игры в этом жанре считаются редкостью, хотя многие игры других жанров содержат в себе элементы рельсовых шутеров.

Жанр зародился в аркадных играх, среди прародителей были Space Harrier (1985) и After Burner (1987), обе разработаны компанией Sega. Культовая игра Star Fox (1993) ещё больше популяризировала рельсовые шутеры, поскольку в ней появилась трёхмерная графика. К середине 1990-х годов в аркадах стали популярны шутеры от первого лица, такие как Time Crisis[англ.] (1995) и The House of the Dead (1996). Panzer Dragoon (1995) и Panzer Dragoon II Zwei[англ.] (1996) были двумя высоко оценёнными рельсовыми шутерами того времени, а вышедшая в 1997 году Star Fox 64 получила широкую известность благодаря своей графике, дизайну уровней и нелинейности. Тем не менее, это была последняя игра серии Star Fox, в которой преобладал классический игровой процесс рельсового шутера, в дальнейшем Nintendo полностью перешла к трёхмерным платформерам[1]. Вопреки тенденции шутеров с уклоном в боевые действия, Pokémon Snap (1999) предложила концепцию мирного исследования, а также популяризировала жанр симулятора фотографа[2].