Репнина-Волконская, Варвара Николаевна


Княжна Варвара Николаевна Репнина-Волконская (псевдоним Лизверская; 19 (31) июля 1808[1], Москва — 9 декабря 1891, Москва) — русская писательница и мемуаристка из рода Волконских. Знакомая Н. В. Гоголя. Друг и «добрый ангел» украинского поэта и художника Т. Г. Шевченко, ходатайствовала о его освобождении из ссылки.

Дочь князя Николая Григорьевича Репнина-Волконского, одного из боевых генералов русской армии в войну 1812 года, и Варвары Алексеевны, внучки последнего гетмана К. Г. Разумовского. Племянница известного декабриста С. Г. Волконского[2]. Родилась в Москве в Лефортове в загородном доме своих родителей на Золоторожской улице. Крещена 28 июля 1808 года в церкви Сергия Радонежского в Рогожской слободе при восприемстве деда графа А. К. Разумовского и графини Е. К. Апраксиной.

В 1816 году её отец был назначен генерал-губернатором Малороссии и она вместе с родителями переехала в Полтаву. Нашла на Украине свою вторую родину, которую искренне полюбила.

Обучалась в Полтавском институте благородных девиц, основанном её родителями. Она в совершенстве знала несколько иностранных языков, разбиралась в живописи, музыке, ещё в молодые годы начала печататься под псевдонимом Лизверская. В октябре 1828 года была заочно занесена в списки фрейлин, хотя при императорском дворе бывала редко.

Во время пребывания в Полтаве княжна охотно принимала участие в благотворительных мероприятиях, посещала городской театр, где тогда играл М. С. Щепкин[3], свела знакомство и с деятелями местной культуры: И. П. Котляревским[4], В. В. Капнистом, П. П. Гулаком-Артемовским, Н. А. Цертелевым.

В эти годы к ней сватался Лев Аврамович Баратынский (1805—1858), брат поэта, служивший адъютантом у князя Н. Г. Репнина. Родители Варвары Николаевны воспротивились неравному браку и разлучили молодых. Из-за несчастной любви в 1834 году Баратынский вышел в отставку и навсегда поселился в своем имении, где умер холостяком. По воспоминаниям Б. Н. Чичерина, Варвара Николаевна, «женщина редких сердечных свойств, до глубокой старости сохраняла сердечную память о любимом ею человеке, его портрет висел у неё в спальной, а все его родные были предметом особенной её ласки»[5].