Рериховское движение


Ре́риховское движе́ние — новое религиозное движение[1][2][3][4][5][6][K 1], основой которого является религиозно-философское[7][8][9] учение Николая и Елены Рерихов Агни-йога («Живая этика»)[1]. Среди новых религиозных движений в России рериховское движение — одно из наиболее известных[10]. Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных[1].

В конце XIX и в начале XX веков значительным религиозно-философским и культурным явлением стала теософия — синкретическое религиозно-мистическое учение[11] и оккультное движение[12], инициатором которого была Елена Блаватская и её единомышленники[13]. Николай и Елена Рерихи, на мировоззрение которых большое влияние оказали традиционные восточные религиозно-философские концепции, прежде всего в изложении Рамакришны и Вивекананды, а также такие значимые на Востоке тексты, как Бхагавад-гита и Ламрим Ченмо[14], были увлечены идеями этого нового учения. Их привлекала не только его религиозная и философская сторона, но также поэтические и эстетические следствия теософской мысли[13]. Впоследствии ими был создан собственный доктринальный вариант теософии — Агни Йога (Живая этика)[13].

Рериховское движение, которое некоторыми исследователями[15][16][17] называется также Агни Йогой, было организовано Рерихами в 1920-е годы в таких странах, как США (Нью-Йорк), Латвия (Рига), Франция (Париж)[18], Маньчжурия (Харбин). В 20-е и 30-е годы начали создаваться общества Рериха, ставившие своей целью продвижение Пакта Рериха – «Музей Рериха» (Нью-Йорк, 1923 г.), «Общество друзей Музея Рериха» (Нью-Йорк, 1926 г.; Рига, 1930 г.), «Международный союз за принятие Пакта Рериха и Знамени Мира» (Брюгге, 1931 г.), «Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира» (Нью-Йорк, 1933 г.), «Харбинский Русский Комитет Пакта Рериха» (Харбин, 1934 г.), «Всемирная Лига Культуры и Всемирный Совет Культуры» (Нью-Йорк, 1931 г.) и т.д. Некоторые из них так же распространяли идеи Агни Йоги. По свидетельству А. П. Хейдока, одного из учеников Н. К. Рериха, к 1934 году во многих странах мира уже образовалось около ста обществ Агни Йоги[19]. С 1935 года, после прекращения поддержки Рериха в США со стороны бизнесмена Луиса Хорша[20] и политика Генри Уоллеса, многие его культурные проекты в Америке были приостановлены.