Бережливость


Бережли́вость (также расчётливость, эконо́мность) — система действий, приводящих к умеренному расходу каких-либо ресурсов.

К самым основным стратегиям бережливости обычно принято относить переработку отходов, отказ от дорогих привычек, подавление импульсов к мгновенному удовлетворению второстепенных потребностей посредством самоограничения, поиск эффективных средств использования денежных средств, игнорирование направленных на расточительность социальных норм, обнаружение и избегание манипулятивной рекламы, обращение к менее дорогим альтернативам, бартер, изучение условий местного рынка товаров и услуг. Бережливость может положительно сказываться на здоровье человека, побуждая его избегать дорогостоящих и вредных для здоровья продуктов, если употреблять их в избытке[1]. Экономность в основном практикуется теми, кто стремится сократить расходы, иметь больше денег и получить максимум возможного от них[2].

В литературе Древней Индии, датируемой концом II — началом I тыс. до н. э. накопления рассматривались не как цель, а как средство для совершения жертвоприношений. Часть урожая люди приносили в жертву богам, а другую часть — садили. Конфуций (ок. 551—479 до н. э.) в сборнике «Беседы и высказывания» говорил, что благородный муж — скромен, сдержан и справедлив, знает, что такое долг, в то время как низкий человек — знает только выгоду. При этом Конфуций не порицал тех, кто стремится к богатству, но считал, что это не должно противоречить моральными принципами[3].

Сюнь-цзы считал, что человек рождается с желанием наживы, и если ему этому желанию потакать, то у человека появится желание оспаривать и грабить, а желание уступать — исчезнет. Он не осуждал бедных людей, у которых появлялось стремление накопить деньги, если при этом человек действует в рамках закона. Если при этом он становится богатым, то мыслитель называл это признаком добродетели. Сюнь-цзы считал, что каждый общественный слой должен потреблять именно столько, сколько положено по его рангу, и тогда появятся излишки, которые следует копить и сохранять[3].

Демокрит выступал за защиту частной собственности, но при этом осуждал ее слишком большое количество. Выступал против неограниченного накопления денег, считал, что если люди переносят бедность с достоинством — это признак здравомыслия. Демокрит считал, что состоятельные люди должны быть умеренными в своих желаниях, при этом бедные — не завидовать богачам и довольствоваться малым. Сократ считал, что богатство относительно, и человек должен уметь пользоваться богатством и обходиться без него[3].

Аристотель не рассматривал бережливость как добродетель, считая спартанскую бережливость крайностью; его больше привлекала щедрость, занимающая среднее место между пороками скупости и расточительности. Аристотель называл хрематистикой деятельность, которая сосредоточена на накоплении богатства и извлечении прибыли. Аристотель был первым, кто стал рассматривать сбережения как излишки денег, которые остаются после оплаты расходов на потребление[3].