Ретрокомпьютинг


Ретрокомпью́тинг (англ. retrocomputing) — термин, используемый для описания работы с устаревшими, вышедшими из употребления компьютерными системами и программами для них. Увлечение, хобби, способ развлечься для многих энтузиастов, собирающих и использующих интересные ретро-компьютеры и программы. Кроме того, ретрокомпьютингом занимаются из ностальгии по ушедшему времени.

Следствием бурного развития компьютеров стало то, что компьютерные устройства довольно быстро устаревали. Ретрокомпьютинг является способом сохранить историю вычислительной техники для будущих поколений.

Многие люди коллекционируют устаревшие («винтажные»), раритетные или необычные компьютерныe системы — такие как калькуляторы[1], домашние компьютеры, игровые приставки и игровые автоматы[2]; иногда такие коллекции становятся частью экспозиции крупных музеев[3]. Создаются и развиваются частные и общественные компьютерные музеи — например, такие как Музей компьютерной истории в Маунтин-Вью, Калифорния.

Коллекционируют также программы и данные для устаревших систем[4][5]. При этом часто возникают задачи переноса данных на современные носители и конвертация в современные форматы, сохранения этих данных и каталогизации. Быстрая эволюция систем хранения данных и носителей информации приводит к тому, что для данных на устаревших носителях, со временем, становится всё сложнее найти современное считывающее устройство.

Поиск, сохранение и упорядочение информации об устаревших системах. К такой информации относятся описания, проектная и эксплуатационная документация, схемы, исторические документы. Существует ряд сайтов, посвящённых вычислительной технике в целом[6][5][7][8], либо отдельным семействам устройств. Некоторые из таких сайтов предоставляют функциональность вики, позволяя вносить и уточнять информацию силами самих пользователей[9][10]. Также важно сохранение и дополнение знаний об использовании устаревших систем и программ.

Исследования в области компьютерной истории — своего рода «экспериментальная археология» в области компьютеров. Наиболее известные примеры — реконструкция Разностной машины Чарльза Бэббиджа и реализация языка Планкалкюль в 2000 году (спустя полвека после его изобретения).