Ригодон


Ригодо́н (фр. rigaudon, rigodon; также варианты написания rigadon, rigadoon) — старинный парный танец провансальских крестьян, весьма распространённый в XVII — XVIII веках как бальный и сценический танец, а впоследствии занявший своё место в академической музыке, как исторический

Ригодон — танец, выдержанный в двухдольном (2/2, Alla breve) или четырёхдольном размере,[1] состоящий из трёх-четырёх, но большей частью из трёх восьмитактных реприз, из которых третья должна отличаться по характеру от предыдущих, а по свидетельству Иоганна Маттезона, должна даже быть выдержана в более низком регистре, чтобы главные темы ярче выделялись на её фоне.[2] Ригодон — танец весёлого жизнерадостного характера, проходящий в скором и очень бодром движении. Начинается с ¼ затакта, а при окончании захватывает третью четверть.[3]

Есть предположение, что название происходит от фамилии французского танцмейстера Риго (фр. Rigaud ), который адаптировал эту примитивную сельскую пляску к требованиям сцены и ввёл в городскую бытовую среду.[4]. В частности, такова версия Жан-Жака Руссо. Но большинство исследователей подвергают эту версию сомнению. Например, Курт Закс считает, что в основе названия — итальянские слова rigodere, rigodone, rigalone, что значит — хороводный танец. Другие полагают, что название «ригодон» происходит от старо-немецкого слова riegen или французского rigoler — танцевать.[1] Третьи допускают вероятность происхождения названия от припева старинной плясовой песни ric-din-don, или же от итальянского слова rigodere — опять, снова веселиться.[5]

Как и подавляющее большинство старинных танцев, ригодон произошёл от бранля, популярного на юге Франции (Прованс, Дофине, Лангедок). В этом танце получила выражение свойственная южанам подвижность, быстрота и темперамент. Основные движения — влево, поочерёдная смена пар, лёгкие подпрыгивания на одной ноге с выносом свободной ноги вперёд, вращение под руку с девушкой. Композиционный рисунок танца в различных местностях имел свои особенности: в Провансе — круг (хоровод), в Бургундии — линии. Живой характер ригодона сближает его с такими танцами, как бурре и монтаньяр.[комм. 1] Чаще всего деревенский ригодон танцевали под самый простейший аккомпанемент (фр. accompagnement, accompagner — сопровождать) игры на скрипке, а также пения танцующих и наблюдающих. Нередко исполнители вместе со зрителями отбивали такт ударными инструментами в виде сабо, деревянных башмаков.[6][7]