Ридольфо дель Гирландайо


Ридольфо дель Гирландайо (итал. Ridolfo del Ghirlandaio; 4 февраля 1483, Флоренция — 6 июня 1561, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы из художественной династии Гирландайо, сын знаменитого Доменико ди Бигорди по прозванию Доменико Гирландайо.

Ридольфо родился во Флоренции. Ему было одиннадцать лет, когда умер отец, поэтому Ридольфо воспитывал его дядя Давид Гирландайо, также художник; вероятно, он же дал мальчику первые уроки живописи. По сообщению Джорджо Вазари, далее будущий художник проходил обучение в мастерской фра Бартоломео. Во время пребывания во Флоренции Ридольфо подружился с Рафаэлем Санти. Испытал влияние творчества Пьеро ди Козимо. На предложение Рафаэля переехать к нему в 1508 году из Флоренции в Рим ответил отказом, опасаясь потерять собственную манеру и стиль[4].

Ридольфо получил известность выполнением работ для различных придворных церемониалов, таких как свадьба Джулиано Медичи или въезд папы Льва X во Флоренцию в 1515 году. К 1527 году он уже накопил состояние, более чем достаточное для поддержания большой семьи из пятнадцати детей. Его сыновья торговали во Франции и в Ферраре, а сам он принимал участие в торговых делах. На семейной вилле в (Colle Ramole) Колле-Рамоле, недалеко от Флоренции, сохранилась капелла с фресками Ридольфо, изображающими Деву Марию с Младенцем и святыми.

Ридольфо дель Гирландайо был главой процветающей мастерской, среди его учеников были Микеле Тозини, Доменико Пулиго, Бартоломео Гетти, Антонио дель Черайоло, Тото дель Нунциата, Мариано Грациадеи да Пешиа, Карло Портелли и другие[5].

Первая самостоятельная работа художника — «Мадонна» для собора в Прато (1507). В середине 1510-х годов Ридольфо пережил период становления и признания, расписывая фресками капеллу Приоров в Палаццо Веккьо (1514) и Папскую капеллу в церкви Санта-Мария-Новелла (1514) — последняя работа в сотрудничестве с молодым Понтормо.

Его работы, написанные между 1504 и 1508 годами, демонстрируют заметное влияние фра Бартоломео и Рафаэля, с которыми он дружил. Во Флоренции он стал одним из самых выдающихся художников запрестольных образов, фресок и портретов, многие из которых сохранились. Он отличился портретом Христофора Колумба. В 1511 году создал алтарный образ Мадонны с Младенцем на троне и святыми для церкви Сант-Агостино в Сан-Джиминьяно. Для церкви Сант-Агостино-ин-Колле-ди-Валь-д’Эльза Ридольфо написал картину «Пьета» (Оплакивание Христа, 1521)[6].