Тозини, Микеле


Микеле Тозини (итал. Michele Tosini; 8 мая 1503 — 28 октября 1577) — флорентийский художник, живописец периода маньеризма.

Микеле Тозини учился с Лоренцо ди Креди и Антонио дель Черайоло, позднее перешёл в мастерскую Ридольфо Гирландайо, от которого и приобрел второе имя[1] (по другой версии был его сыном).

Тозини начал писать в начале XVI века во Флоренции в стиле Фра Бартоломмео и Андреа дель Сарто. Художник медленно склонялся к маньеризму, который доминировал в те годы в работах самых известных художников флорентийской школы. К 1540-м годам в его работах стало заметно влияние Франческо Сальвиати и Аньоло Бронзино.

После 1556 года Тозини работал с Джорджо Вазари над фреской для Зала Чинквиченто в Палаццо Веккьо во Флоренции[2]. По примеру Вазари, Тозини заимствовал элементы творчества Микеланджело, некоторые из наиболее известных работ мастера написаны в манере великого художника.

В конце карьеры создал несколько известных работ: фреску с изображением трех ворот Флоренции, алтарь в часовне Вилла Казеротта, недалеко от Сан Касьяно вал ди Песа, а также картины на лицевой и обратной стороне дарохранительницы алтаря Святой Марии делла Кверча, Витебро[3].

Согласно Вазари, Тозини возглавлял мастерскую, в которой были созданы многие алтарные картины. Характерной особенностью работы живописцев того времени было выполнение основной части полотна учениками и подмастерьями, после чего мастер касался кистью лишь самых ответственных деталей, завершая произведение.