Тозини, Микеле


Микеле Тозини, известный также как Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо (итал.  Michele Tosini, detto anche Michele di Ridolfo del Ghirlandaio; 8 мая 1503, Флоренция — 28 октября 1577, Флоренция) — итальянский живописец периода маньеризма флорентийской школы[1].

Микеле Тозини учился живописи у Лоренцо ди Креди и Антонио дель Черайоло, позднее перешёл в мастерскую Ридольфо дель Гирландайо, который стал ему приёмным отцом и позволил ему использовать своё имя[2].Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» (Второе издание, 1568) сообщает, что Микеле стал настолько близким сотрудником Ридольфо, «что там, где он имел от него треть прибыли, они соглашались делать работы вместе за половину»[3], и что первые произведения, в которых признан его личный вклад, почти неотличимы от живописи Ридольфо. В дальнейшем влияние на его творчество оказала живопись Фра Бартоломео и Андреа дель Сарто. Позже он перешёл к более эксцентричным формам маньеризма, сотрудничая с Джорджо Вазари в написании фресок для Зала Чинквиченто в Палаццо Веккьо во Флоренции[4].

Художник всё более склонялся к маньеризму, который доминировал в те годы в работах самых известных художников флорентийской школы. К 1540-м годам в его работах стало заметно влияние Франческо Сальвиати и Аньоло Бронзино. По примеру Вазари, Тозини заимствовал элементы творчества Микеланджело, некоторые из наиболее известных работ мастера написаны в манере великого художника. В поздний период его живопись стала более сдержанной, отвечая новой эстетике периода Контрреформации. Среди его наиболее важных произведений, вдохновлённых искусством Андреа дель Сарто, — «Рождество» и «Три архангела», хранящиеся в аббатстве Сан-Микеле Арканджело в Пассиньяно.

Микеле Тозини был также признанным портретистом. Его основные работы в этом жанре — «Портрет женщины» (Палаццо Питти, Флоренция) и «Портрет мужчины», хранящийся в коллекции Антинори, расположенной на вилле дель Чильяно в Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза. Среди его произведений — фрески, созданные в капелле виллы Казеротта, датированные 1540 годом, а также картины на лицевой и оборотной стороне алтаря Санта-Мария-делла-Кверча в Витебро[5].

Согласно Вазари, Тозини возглавлял мастерскую, в которой были созданы многие алтарные картины. Как и другие художники того времени, Тозини выполнял заказы с помощью учеников и подмастерьев, завершая лишь самые ответственные детали. Учениками Тозини были Бернардино Поччетти и Франческо Брина.