Поччетти, Бернардино


Бернардино Поччетти также известен как Барбателли (итал. Bernardino Poccetti; 26 августа 1548, Флорентийское герцогство, — 10 октября 1612, Флоренция, Тоскана) — итальянский живописец флорентийской школы периода позднего маньеризма[3].

Бернардино Поччетти родился во Флоренции в семье горшечника Бартоломео да Сан-Джиминьяно (из местности вблизи Сан-Джиминьяно). После потери отца в раннем возрасте, когда его мать, Мона Лючия, снова вышла замуж за ткача Пьетро Чарди, он остался жить с бабушкой по отцовской линии в условиях полной нищеты[4]. Он был небольшого роста (отсюда уменьшительное имя «Бернардино»), из-за специализации на фасадных фресках и гротескных украшениях его также называли «Бернардино гротесков» (Bernardino delle Grottesche), «Бернардино фасадник» (Bernardino delle Facciate) или «Бернардино муз» (Bernardino delle Muse). Однако прозвище «Поччетти», под которым он наиболее известен, похоже, произошло от его привычки «поччаре» (итал. pocciare, вульг. от succhiare — посасывать), то есть постоянно выпивать в тавернах[5].

Бернардино получил начальное образование декоратора фасадов и плафонов, поступив в 1570 году во флорентийскую Академию рисунка. Завершал своё обучение во флорентийской мастерской Микеле Тозини. В ранних работах в качестве мастера сграффито в жанре гротесков он следовал Джорджо Вазари, под руководством которого в те годы осуществлялись декоративные работы в Палаццо Веккьо, и за Бернардо Буонталенти, с которым он поделился своими исследованиями в области архитектурной перспективы. В результате Бернардино стали приглашать расписывать некоторые фасады зданий, спроектированные Буонталенти. Он также расписал свод «Грота Буонталенти» в садах Боболи.

Он был плодовитым художником-фрескистом, работавшим в Тоскане, в основном во Флоренции, но также писал алтарные картины маслом. В 1580-х годах участвовал в совместном оформлении Кьостро Гранде (Большого двора) в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. В 1583—1585 годах Бернардино писал фрески в Палаццо Каппони, в 1590-х годах — на вилле Петрайя. Он также выполнял фрески в церквях Сан-Пьер-Маджоре в Сан-Пьерино[6][7]. В 1579—1580 годах Поччетти совершил поездку в Рим, которая значительно изменила его творчество. В Риме он копировал произведения художников Высокого Возрождения: Рафаэля и Микеланджело. По возвращении во Флоренцию он выполнял декоративные росписи в Палаццо Питти, по определению Бальдинуччи, «следуя стилю Рафаэля»[8].