Фра Бартоломео


Фра Бартоломео (итал. Fra Bartolomeo, полное имя — Фра Бартоломео ди Сан-Марко (итал. Fra Bartolomeo di San-Marco), иначе Баччо делла Порта (итал. Baccio della Porta[6]); 28 марта 1472, Софиньяно (Прато), Тоскана — 6 октября 1517, Пиан-ди-Муньоне, Фьезоле[7]) — итальянский живописец, один из главных представителей маньеризма флорентийской школы[8].

Бартоломео ди Паоло, позднее известный как Баччо делла Порта, родился в Софиньяно близ Прато в Тоскане. Его отец Паоло ди Якопо (? —1487) был родом из Генуи, в 1476 году переехал во Флоренцию и поселился недалеко от ворот («порта») Сан-Пьер-Гаттолини (la porta di San Pier Gattolini). По месту нахождения дома сына и прозвали «Баччо (флорентийское уменьшительное от Бартоломео) делла Порта». Паоло, заметив художественные способности сына, по совету Бенедетто да Майано отдал двенадцатилетнего Бартоломео в 1484 году учиться профессии художника в мастерскую Козимо Росселли. Его соучениками были Пьеро ди Козимо, Андреа Фельтрини, Мариотто Альбертинелли. Но около 1490 года он покинул учителя и вместе с Альбертинелли открыл собственную мастерскую[9].

В 1496 году под впечатлением от проповедей Джироламо Савонаролы он стал «нытиком» (piagnone), дважды участвовал в так называемом «сожжении тщеславия» (bruciamento delle vanità), которое проводилось на площади Синьории в 1496 и 1497 годах, уничтожая произведения искусства светского характера. Созданный им портрет Савонаролы в Сан-Марко, вероятно, также датируется 1497 годом. Тем не менее, в 1494 году он возобновил свою работу с Альбертинелли. Но в 1500 году он стал монахом доминиканского монастыря Сан-Марко во Флоренции и на несколько лет отказался от искусства. В 1504 году по просьбе фра Луккезе Санти Паньини, позднее настоятеля монастыря, Бартоломео вернулся к живописи[10].

Положительное влияние оказал на фра Бартоломео молодой Рафаэль, прибывший в 1504 году во Флоренцию. В свою очередь Рафаэль познакомился с творческим опытом значительно более зрелого фра Бартоломео, в особенности в отношении колорита. Оба мастера до конца жизни были связаны узами тесной дружбы.

Для формирования нового живописного стиля Бартоломео имело значение короткое путешествие в 1508 году в Венецию. Его привлекала слава великих венецианских живописцев того времени. В 1514 году он отправился в Рим, чтобы увидеть новые работы Микеланджело и Рафаэля. Он был настолько впечатлен результатами, достигнутыми этими художниками, что потерял уверенность в себе и спешно вернулся во Флоренцию[11].

В 1514 году Фра Бартоломео заболел малярией в Риме и провёл последние месяцы своей жизни в монастыре Cвятой Магдалины в Пиан-ди-Муньоне, обители доминиканцев Сан-Марко во Фьезоле близ Флоренции, и, вероятно, умер там же 6 октября 1517 года.