Бенедетто да Майано


Бенедетто ди Леонардо, прозванный Бенедетто да Майано (итал. Benedetto di Leonardo, detto Benedetto da Maiano; 1442, Майано — 24 мая 1497, Флоренция) — скульптор и архитектор периода кватроченто — раннего итальянского Возрождения флорентийской школы[5].

Бенедетто, вероятно, родился в местечке Майано, части Фьезоле близ Флоренции, в 1442 году, в семье плотника и каменщика Леонардо д’Антонио, который поселился во Флоренции в 1465 году. Его брат Джулиано да Майано (1432 — 17 октября 1490) был резчиком по дереву, возглавлял семейную мастерскую, в которой выполняли алтарные обрамления, мебель с интарсиями, церковные скамьи, шкафы для сакристий и частных палаццо, в частности, для флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре и Палаццо Веккьо[6].

Бенедетто начинал в качестве резчика по дереву в мастерской Джулиано, выполнял рамы для зеркал, сундуки кассоне и многое другое. В мастерской работал их брат Джованни (1439-10 августа 1478). Скульптором был и второй сын Бенедетто и Лизабетты ди Доменико Массези, Джованни да Майано Младший (1487—1543)[7].

В возрасте тридцати лет Бенедетто да Майано начал обучение у скульптора Антонио Росселлино. У него Бенедетто научился работать с мрамором и в итоге приобрёл большую известность, чем была у самого Росселлино, став одним из самых выдающихся скульпторов XV века. Поскольку ранее он изучал технику интарсии (мозаики по дереву) король Венгрии Матьяш I Корвин пригласил его ко двору. По легенде повреждение в пути одной ценной интарсии, которую он вёз своему царственному покровителю, заставило его обратиться к более прочному материалу: мрамору[8].

В 1466—1467 годах вместе с братом Джулиано работал в Капелле кардинала португальского в церкви Сан-Миниато-аль-Монте, однако выполненные ими ценные кресла с интарсиями не сохранились. К его ранним работам относится надгробие, посвящённое Сан-Савино для кафедрального собора Фаэнцы. Большинство скульптурных работ художника было связано с церковными заказами, но Майано также создавал портреты именитых флорентийцев, например, в 1474 году — бюст Пьетро Меллини (в музее Барджелло)[9]. В 1475 году Бенедетто работал вместе с братом Джулиано в соборе Сан-Джиминьяно. Одной из самых его примечательных работ считается резной алтарь в Капелле Санта-Фина в церкви Санта-Мария-Ассунта в Сан-Джиминьяно.

В искусстве скульптуры Бенедетто считают последователем стиля Дезидерио да Сеттиньяно[10]. Бенедетто известен и в качестве архитектора. Ему приписывают проект (или один из вариантов проекта) и надзор за строительством Палаццо Строцци во Флоренции. Его шедевром считается мраморная кафедра в базилике Санта-Кроче. На боковых панелях кафедры изображены сцены из жизни святого Франциска Ассизского. Кроме того, в 1480 году вместе с братом Джулиано он работал над скульптурами для маленького оратория Мадонны дель Оливо, расположенного неподалеку от Прато. Его же «Отрочество святого Иоанна» из музея Барджелло во Флоренции датируется 1481 годом.