Росселлино, Антонио


Антонио Росселлино, настоящее имя: Антонио ди Маттео Гамберелли (итал.  Antonio di Matteo Gamberelli, detto Antonio Rossellino; 1427, Сеттиньяно — 1478, Флоренция) — итальянский скульптор и архитектор периода кватроченто эпохи итальянского Возрождения флорентийской школы, младший брат архитектора и скульптора Бернардо Росселлино (1409—1464)[4].

Антонио Гамберелли происходил из семьи потомственных каменотёсов, скульпторов и архитекторов. Родился в местечке Сеттиньяно, горном селении недалеко от реки Арно и долины с видом на Флоренцию. В семье Маттео ди Доменико дель Борра, владельца каменных карьеров, было пять сыновей и все учились у отца на каменщиков.

Семейная фамилия происходит от местности недалеко от Сеттиньяно, называемой Гамберайя (Gamberaia). Прозвание «Росселлино» (итал. Rossellino — «Рыженький») Антонио, как и его старший брат, возможно, получил из-за цвета волос либо за то, что в детстве оба брата были учениками скульптора Нанни ди Бартоло, ученика Донателло, известного как «Иль Россо» (итал. il Rosso — «Рыжий»)[5]. Прозвище «Росселлино», вскоре распространившееся на всех братьев, не встречается в документах пятнадцатого века, вероятно, оно появилось позднее[6].

Помимо старшего брата на творчество Антонио повлияли наиболее выдающиеся мастера того времени во Флоренции: Донателло, Микелоццо, Лоренцо Гиберти, Лука делла Роббиа. Антонио Росселлино работал во Флоренции, Эмполи, Фаэнце, Венеции, Неаполе.

Основное произведение Антонио — проект капеллы кардинала Португальского в церкви Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции (1461—1467). Скульптуры надгробия, вероятно, созданы Бернардо Росселлини, хотя доли участия братьев до настоящего времени в точности неясны. Важно, что братья в итоге создали новый тип ренессансного надгробия. Вся композиция помещена в углубление — аркосолий — боковой стены капеллы, искусно обрамлённый имитацией завесы; две фигуры ангелов и путти также оформляют саркофаг, как и тондо Мадонны с Младенцем в верхней части композиции, демонстрирующей органичное взаимодействие, архитектуры и скульптуры.

Для скульптурных произведений Антонио Росселлино характерна композиционная свобода, любовь к тонким живописным приёмам в моделировании одежд и лиц. Он также работал в терракоте, выгодно используя её цвет, в отдельных случаях дополняя раскраской. В Ферраре Антонио Росселлино выполнил памятник Лоренцо Роверелла в базилике «Святого Георгия за стенами» (Basilica di San Giorgio fuori le mura). В Неаполе создал гробницу Марии Арагонской (по образцу Капеллы кардинала Португальского) и композицию «Рождество» в Капелле Пикколомини в церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (1475—1490). Статуя Святого Себастьяна (Эмполи) считается одним из лучших изображений обнажённого мужского тела в скульптуре XV века.