Путти


Пу́тто (итал. putto, лат. putius — маленький мальчик, малыш, младенец, крошка); пу́тти, мн. ч. — художественный образ маленького мальчика, встречающийся в искусстве Ренессанса, барокко и рококо.

Изображение маленьких обнажённых или полуобнажённых детишек в ренессансном и классическом искусстве восходит к античным эротам или купидонам. В поздней античности — эллинистическом и римском искусстве, отмеченном чертами гедонизма, вместо Эрота, древнейшего божества, сына Афродиты, наряду с Геей, Хаосом и Тартаром, воплощавшим одно из космогонических начал, стали изображать «эротов» (у римлян «амуров») — маленьких крылатых созданий. Их образ соединился с образом латинских гениев, олицетворявших душу (обычно мужскую). Маленькие фигурки амуров и эротов были удобны для заполнения свободных мест в тесных композициях рельефов триумфальных арок, надгробий и саркофагов. Первые христиане заимствовали многие образы античной мифологии. Для изображения ангелов и христианских душ, готовых к воскресению, они использовали языческих амуров, вначале с крылышками (такие изображения мы видим на рельефах римских саркофагов III—V веков н. э., например в нартексе базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме, IV в.). В мозаиках мавзолея Санта Костанца в Риме (306—337) изображения «детей-гениев, так мало похожих на детей» уже не имеют крыльев[1].

В средневековом искусстве образ христианского ангела сформировался на основе античной фигуры крылатой богини победы Виктории (у греков Ники), поэтому маленькие путти на время были забыты. В сюжете «Избиение младенцев» путти с пальмовыми ветвями мучеников в руках изображали души невинно убиенных младенцев в Вифлееме. Чувственность итальянского искусства периода кватроченто способствовала лёгкому усвоению этого античного мотива христианской культурой. Постепенно античные эроты превращались в итальянских «путти», но уже без крыльев[2].

Со временем крылатые фигуры стали изображать души мёртвых, а бескрылые путти стали появляться исключительно в виде декоративного мотива[3]. Известны и синкретичные примеры. Изображения маленьких ангелочков с крыльями и нимбами вокруг головы, нечто среднее между античными амурами и христианскими ангелами, можно видеть в росписях нижней и верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи. В аллегорической фигуре, служащей одной из опор кафедры собора в Пизе, два младенца, которых держит на руках Церковь, олицетворяют учения Ветхого и Нового Заветов (Дж. Пизано, 1302—1311). В знаменитой росписи «Триумф смерти» в Кампосанто в Пизе (около 1350 г.) летящие обнажённые младенцы с факелами, опущенными вниз, символизируют смерть тела, а с факелами, поднятыми вверх, — надежду на воскресение духа[4].