Савонарола, Джироламо


Джиро́ламо Мари́я Франче́ско Матте́о Савонаро́ла (итал. Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola МФА: [dʒiˈrɔːlamo savonaˈrɔːla]о файле; 21 сентября 1452, Феррара, Герцогство Феррара23 мая 1498, Флоренция, Флорентийская республика) — итальянский религиозный и политический деятель. Фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 год. Инициатор ряда политических и общественных реформ. Автор ряда богословских трактатов и проповедей на основе изучения и осмысления Священного Писания. Считается одним из предвестников Реформации наряду с Джоном Уиклифом и Яном Гусом[1]. Символом деятельности Савонаролы стал «костёр тщеславия» — так историки окрестили сжигание картин, книг, игральных карт, одежды, косметики, зеркал и других предметов роскоши на городской площади Флоренции, Пьяцца делла Синьория. Жизнь доминиканского монаха закончилась трагически — Савонарола, часто критиковавший папское правление, был казнён церковью — его повесили, позже тело сожгли на костре.

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д’Эсте, которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Никколо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены, урождённой Бонакольси. Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом, который привил внуку любовь не только к медицине, но также к Священному Писанию и к философии, в частности к Аристотелю в толковании Фомы Аквинского[2]. Позже Савонарола обратит свой взор и на философию Платона, которая останется увлечением младых лет, что, скорее всего, связано с модой на «неоплатонизм» вследствие учреждения платоновской академии в Кареджи Козимо Медичи в 1462 году. В более сознательном возрасте Джироламо отречётся от учения Платона[3].

Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Италия в то время была охвачена гуманистическим движением, одним из крупнейших центров которого была Флоренция, где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.

Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

Несчастливая любовь к дочери флорентийского изгнанника, принадлежащего к роду Строцци, и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомой Аквинским) привели Савонаролу к решению поступить в монастырь.