Пьета


Пьета́, Пиета́ (итал. pietà — сострадание, любовь, жалость, милосердие, от лат. pietas — набожность, благочестие) — западноевропейское название темы оплакивания Иисуса Христа. В основе такой иконографии — эпизод «Страстей Христовых», следующий за снятием тела Иисуса Христа с креста и предшествующий Его погребению. В отличие от более широкой темы «Оплакивания» композиции Пьеты в западноевропейском искусстве, как правило, предполагают изображение только двух фигур: Богоматери и лежащего у Неё на коленях или около Её ног мёртвого тела Христа[1].

В античности слово «пиетас» означало почитание богов, семьи и отечества, а также нравственное поведение, — идеи, положенные в основу многих классических тем и сюжетов, например сюжета «Римское милосердие», или «Отцелюбие римлянки», и других, изложенных в книгах Валерия Максима или Тита Ливия. Самые благочестивые граждане удостаивались эпитета «Pius» (набожный, благочестивый, добродетельный). Ради укрепления государства в Древнем Риме учредили культ богини Пиетас. Термин «Pietas» в итальянском искусстве эпохи Возрождения и Нового времени относят также к изображениям Мадонны с Младенцем — композициям, проникнутым особенным чувством сострадания и грусти. Такие изображения называют «Мадонна кротости» (итал. Madonna Pietas).

В ренессансной Италии христианская иконография «Оплакиваний» (итал. Lamentazione) заимствовалась из Византии. Композиция представляла собой изображение распростёртого на земле или на плите гробницы тела Христа в окружении предстоящих фигур. Таковы знаменитые картины «Мёртвый Христос» падуанского живописца Андреа Мантеньи и «Мёртвый Христос в гробу» немецкого художника Ганса Гольбейна Младшего, относимые к византийскому иконографическому типу эпитафиой[2].

В XV веке в связи с распространением течения мистического христианства в искусстве интернациональной готики получили распространение композиции типа «Образ благочестия» (лат. Imago Pietatis). В таких произведениях, в венецианской живописи (Дж. Беллини. Мёртвый Христос, 1455), в мраморных алтарных рельефах (в церкви Санта-Мария-дей-Мираколи, Венеция, 1494), Христа представляли после смерти, по пояс, как бы встающим из гробницы, в терновом венце и с кровоточащими ранами, ещё не воскресшим, но с открытыми глазами. С двух сторон Его поддерживают ангелы либо Дева Мария и евангелист Иоанн. В восточной церкви и древнерусском искусстве близкий иконографический вариант именуют «Не рыдай Мене, Мати».

Подобные изображения получили наибольшее распространение под влиянием византийской иконографии в венецианской и итало-критской школах живописи. Они отличаются необычным сочетанием натурализма и экспрессии.