Риза Господня


Ри́за Госпо́дня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из римских воинов, бывших при распятии Иисуса Христа (Ин. 19:23-24) — по преданию, грузином, принёсшим хитон (ризу) в Иберию[1] (Грузию), где она и сохранилась[2].

В другом источнике указано что Хитон Господа Иисуса Христа, о котором бросили жребий воины при Его распятии, был не сшитый, а весь тканый сверху и, как говорит предание, руками Богоматери[3]. По другим мнениям[4], Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его нешвенным хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19:23, 24; Пс. 21:19). Хитон, в отличие от ризы, нельзя было делить, иначе он просто распустился бы на нити.

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от Хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели, а в его сокровищнице.

По месту, где обретался хитон господень, Нина ездившая в Рим, с благословения иерусалимского патриарха, наконец решилась вступить в дело проповеди Евангелия в Иберии[5]. В сём расположении она была подкреплена видением небесным, и в залог успеха получила от Божией Матери крест, сложенный из виноградных лоз[5].

В 1617 году Иберию захватил персидский шах Аббас I. Солдаты разорили собор, а Ризу Господню отдали шаху. По настоянию русского посла[2] шах прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Фёдоровичу. В приложенном письме шах извещал, что он, покорив Грузию, обрёл ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте[6].

Патриарх Филарет собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в великолепном ковчеге в шатёр для хранения священных реликвий в московском Успенском соборе и был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 10 июля (по юлианскому календарю), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (Положение Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве).