Ринтон


Согласно Стефану Византийскому и словарю Суды, был тарентинцем, сыном горшечника, но Носсида Локрийская в эпиграмме называет его сиракузянином[1].

Καὶ καπυρὸν γελάσας παραμείβεο καὶ φίλον εἰπὼν
ῥῆμ' ἐπ' ἐμοί. ῾Ρίνθων εἴμ' ὁ Συρακόσιος,
Μουσάων ὁλίγη τις ἀηδονίς· ἀλλὰ φλυάκων
ἐκ τραγικῶν ἴδιον κισσὸν ἐδρεψάμεθα.

Громко засмейся, прохожий, но также и доброе слово
Молви, смеясь, обо мне. Я сиракузец Ринфон,
Муз соловей я не крупный, а все ж из трагических шуток
Плющ я особый себе понасрывал для венка.

Античные лексикографы сообщают, что Ринтон был современником Птолемея I и основателем жанра «гиларотрагедии» (ίλαροτραγωδία)[2], или «веселой трагедии» (фарса), по-видимому, близкой простонародным флиакам[1][3]. Из 38 произведений этого автора известны названия девяти: «Амфитрион», «Эвнобаты», «Геракл», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Раб Мелеагр», «Медея», «Орест», «Телеф»[1].

Предполагается, что комедии Ринтона представляли собой травестию мифов, но не изначальных мифологических сюжетов, а их драматургической интерпретации, примеры чего встречаются в средней аттической комедии[1][3]. Исходя из названий, пьесы, вероятно, пародировали сюжеты Еврипида[4], но фрагменты, сохранившиеся у грамматиков и лексикографов, не дают об этом ясного представления[1]. «Амфитрион», возможно, связан с трагедией Софокла; непонятное название «Эвнобаты» (Εύνοβάται) предлагалось читать как «Иобат», и также связать с Софоклом, но эта гипотеза встретила возражения[1]. Предполагается, что ринтоновского «Амфитриона» мог взять за основу Плавт при создании одноименной комедии.