Ритуал спуска корабля на воду


Спуск корабля на́ воду во многих культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту высших сил для себя и своего корабля.

Ещё греки и римляне при спуске кораблей на воду искали милости морского бога (Посейдона, Нептуна): вознося молитвы они покрывали головы венками, пили вина и поливали корабль водой, благословляя его. При этом на борт заносили священные реликвии, затем хранившиеся на корабле в течение всего его срока службы. У вавилонян, а позднее и в исламских странах молитвы сопровождались принесением в жертву животных, у викингов корабли освящались при помощи человеческой крови[1].

К началу XVII века церемония начала терять чисто религиозный характер и приобретать черты светской традиции. Так, в 1610 году при крещении английского корабля HMS Prince Royal принц Уэльский поднялся на борт, испил вина из золотой чаши, торжественно произнёс имя корабля и, окропив вином корабль, попросил божественной защиты для корабля, его экипажа и пассажиров. Подобные чаши, называемые «стоячие кубки» и изготавливавшиеся из драгоценных материалов, использовались в британском флоте и далее. По традиции, после спуска корабля их бросали за борт, но когда британский флот стал расти совсем ударными темпами этот ритуал был сочтён расточительным, и с 1690 года от кубков отказались, заменив их на бутылки с вином[1].

До начала XIX века бутылку просто бросали в корабль, однако в 1811 году неудачно брошенная бутылка травмировала одного из зрителей, после чего их стали привязывать тросом. С этого же времени появилась традиция участия в церемонии женщин. В некоторых церемониях использовали святую воду, набранную в семи морях морскую воду, самые различные напитки от виноградного сока до мадеры и коньяка. В конце XIX века началась традиция использования именно шампанского. Во времена «сухого закона» использование алкоголя ограничивалось, и, например, в 1931 году переоборудованную для арктического подлёдного плавания американскую подводную лодку окрестили «Наутилус» при помощи ведра со льдом[2].

В Российском флоте, образованном при Петре I, церемония спуска на воду состояла в орудийном салюте, возвещавшем начало церемонии, после чего корабельный мастер получал памятную награду — обычно, серебряную чашу. Затем под артиллерийские салюты крепости и других кораблей перерубали удерживающие деревянные подпоры, освобождая корабль и спуская его на воду.