Роберт Гискар (пьеса)


«Ро́берт Гиска́р, ге́рцог Норма́ннский» (нем. Robert Guiskard,[1] Herzog der Normänner) — неоконченная трагедия Генриха фон Клейста о войне норманнов под предводительством Роберта Гвискара[2] с Византией. После длительной работы над пьесой автор уничтожил её текст, сохранился только фрагмент, восстановленный им впоследствии по памяти (1808).[3][4][5] Достоверное восстановление общего замысла пьесы не представляется возможным, как и точная датировка сохранившегося фрагмента. История «Роберта Гискара» часто приводится как показательная для характера Клейста.

Клейст начал работать над «Робертом Гискаром» вскоре после написания своей первой законченной пьесы «Семейство Шроффенштейн» (окончена в марте-апреле 1802), вероятно, в мае 1802 года. Однако замысел трагедии об осаде норманнами Константинополя возник у него, вероятно, намного раньше.[4] К теме рока он обратился скорее под влиянием литературных образцов (таких как «Царь Эдип» Софокла[6] и «Валленштейн» Шиллера), чем собственных размышлений: собственное отношение Клейста к жизни нашло выход как раз в «Семействе Шроффенштейн».

Историческими источниками для пьесы послужили обзор майора Функа «Роберт Гискар, герцог Апулии и Калабрии»,[7] вышедший в журнале Шиллера «Оры» (1797),[3][5] и «Алексиада» — биография императора Алексея Комнина, написанная его дочерью Анной, изданная по-немецки Шиллером же в «Собрании исторических мемуаров» (1790).[4]

Первым упоминанием о новой пьесе считается туманная фраза в письме Клейста к сестре Ульрике от 3 июля 1803 года, правда, не содержащая указаний на конкретное произведение.[4] Во время своего пребывания в Веймаре и Османштедте Клейст читал Виланду отдельные сцены, произведшие на того сильное впечатление (об этом свидетельствует его письмо апреля 1804).[8] Оказавшись в Дрездене, он всё ещё был занят пьесой: Эрнст фон Пфюэль называет «Гискара» «любимейшей трагедией» (liebste Trauerspiel) Клейста. Однако он не успевает закончить её, а в октябре 1803 года в Париже сжигает целиком.[8] Это сожжение зафиксировано в его письме к Ульрике.[5]

Неизвестно, когда была возобновлена работа над трагедией.[8] В 1808 году совместно с Адамом Мюллером Клейст основал журнал «Феб», в котором и был опубликован восстановленный по памяти «отрывок из трагедии» (Fragment aus dem Trauerspiel), содержащий первые сцены.[9] Вероятно, он планировал восстановить её дальше, но так и не сделал этого.[3] Впрочем, высказывались предположения,[10] что в 1807—1808 гг. трагедия всё же была завершена.[4] Не существует ни рукописей пьесы, ни других её прижизненных изданий,[8] ни даже общего её плана.[5]