Родины


Роди́ны (белор. Радзіны) — семейно-бытовые обряды, сопровождающие рождение ребёнка у славян. В переносном смысле — праздник по случаю рождения ребёнка, который в древности имел магическое значение принятия в род нового члена[1]. Главным отправителем как обрядовых, так и акушерских действий являлась повитуха, причём её приглашали к роженице даже в том случае, если роды состоялись без неё.

В узком смысле под родинами понимают только обряд, сопровождающий физические роды, рождение ребенка, а крестины и послеродовые обряды от них отделяют.

В широком смысле в родильные обряды включаются и роды, и крестины, и послеродовые очистительные и обережные обряды («размывание рук», «похороны последа» и т. д.).

Середина беременности — живая половина, совпадающая с первым движением плода, ср.: «Когда беременная почув­ствует первое движение ребёнка и при этом взглянет и по­думает про мужчину, то будет мальчик»; «Мужья избегали совокупляться после половины беременности, так как ангел приносит младенческую душу»; у украинцев: «Предосто­рожности <беременной> появляются преимущественно на двадцатой неделе, когда почувствует движение ребёнка»; «Если через двадцать недель не „почулася“ — может родить­ся неживым» и, особенно: «Если в первый раз почувству­ет шевеление в утробе во время кормления скотины (…) бу­дет ему удача в скотоводстве; если в то время, когда стоит на реке, то ребёнок будет хорошим рыболовом; если на ба­заре — торговцем»[1].

В Судогодском районе Владимирской области будущие родители предпринимали ряд действий по «привлечению» к будущему ребёнку хороших качеств:

Чтобы младенец был чист лицом, повитуха благословляла беременную женщину мести пол — чем чище она метёт, тем меньше изъянов будет на коже ребёнка. Будущей матери советовали употреблять в пищу «правильные» продукты: чтобы дети были белокожими, надо есть капусту и пить молоко, чтобы были румяными — красные ягоды[2].