Роллер, Андрей Адамович


Андрей Адамович Роллер, урождённый Андреас Леонгард Роллер (нем. Andreas Leonhard Roller; 1805, Регенсбург, Бавария — 8 (20) июня 1891, Санкт-Петербург), — немецкий и российский живописец перспективных видов и театральных декораций, академик и профессор Императорской Академии художеств.

Сын театрального механика. Его дядя был концертмейстером, родные братья — театральными художниками. Пяти лет от роду переселился со своими родителями в Вену, художественное образование получил в тамошней академии художеств под руководством Нобили, Клюбера, Платцера и Пейна и в то же время учился у отца постройке театральных машин, а у Гейля, Неффе и де-Пьяна — театральной живописи и перспективе.

В 1821 году впервые выступил на поприще декоратора и машиниста в качестве помощника своего отца, в Вене. Затем был в Мюнхене, и с 1822 года служил главным машинистом при венском Йозефштадтском театре. По оставлении этой должности, занимался до 1830 года при разных театрах в Австрии и Германии, ездил в Англию, Шотландию и Францию.

В 1833 году был приглашён в Санкт-Петербург на должность декоратора и главного машиниста дирекции императорских театров. Занимал эту должность до начала 1879 года, в котором болезнь заставила его выйти в отставку. Первой работой Роллера стало оформление балета «Кесарь в Египте», особенно поразила зрителей финальная сцена пожара в Александрии. С тех пор Роллер оформлял все самые значительные постановки в Санкт-Петербурге: балеты «Сильфида» (1835) Ж. Шнейцхоффера, «Жизель» и «Корсар» (1858) А. Адана, «Конёк-гобунок» и «Дочь фараона» Ц. Пуни, оперы «Аскольдова могила» (1841) А. Верстовского, «Карл Смелый» Дж. Россини и др. В 1836 году премьерой оперы М. Глинки «Жизнь за царя» открылся Большой Каменный театр. Спектакль был блестяще оформлен Роллером.

В течение пребывания своего в России написал декорации и устроил машины более чем для 200 театральных пьес и поставил около тысячи живых картин. Кроме того, им была устроена великолепная панорама города Палермо, привлекавшая к себе толпы петербургской публики, но сгоревшая в 1852 году, и написано несколько театральных занавесов.

Как опытный техник по строительно-механической части, он участвовал в перестройке Петербургского большого театра в 1836 году и Зимнего дворца в 1838 году, производил исправления сцены и машин в Эрмитажном театре в 1856 году и исполнял некоторые другие подобные работы в театрах и зданиях дворцового ведомства.