Романов, Владимир Николаевич (историк)


Влади́мир Никола́евич Рома́нов (12 апреля 1947 — 22 ноября 2013[1]) — советский и российский индолог, переводчик с санскрита, историк и теоретик культуры. Кандидат исторических наук (1985), профессор.

В 1976 году окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат исторических наук (24.07.1985), тема кандидатской диссертации — «Некоторые особенности генезиса древнеиндийской цивилизации. К проблеме историко-культурных закономерностей перехода от первобытности к древнему обществу». Научный сотрудник Института востоковедения РАН (с 1976), старший преподаватель Института Мировой Культуры при МГУ (с 1992), профессор Института восточных культур и античности РГГУ (с 2006)[3]. Долгое время В. Н. Романов работал на кафедре истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ.

Романов называет свой подход к исследованию культуры деятельностным[4], указывая в качестве своих предшественников советского физиолога Н. А. Бернштейна, психологов Л. С. Выготского и А. Р. Лурию[5]. Теорию Романова можно также соотнести со структурализмом, с морфологическим подходом В. Я. Проппа, с культурной антропологией, а также с диалогической традицией обоснования гуманитарного знания (прежде всего в лице В. С. Библера и М. М. Бахтина). Основное понятие концепции Романова — «потенциальный текст культуры»[4], связывающий базисные для той или иной культуры понятия, которые предшествуют любому актуальному и конкретному своему воплощению в виде устного или письменного текста или же ритуала. Подобного рода устойчивые связи Романов называет «системой ожиданий» культуры, приводя в качестве примера связи понятий «человек» и «жертвоприношение» в ведийской традиции; «человек», «логос» и «полис» в древнегреческой культуре; «человек» и «инженер» в новоевропейской культуре; «интеллигенция», «народ» и «государство» в культуре русской. Указанные понятия, согласно Романову, с большой степенью вероятности ожидают друг друга и определяют конкретные мыслительные возможности, предоставляемые культурой индивиду. Конкретные реализации этих базисных установок культуры, по словам Романова, «проецируются в одну и ту же область потенциального текста культуры». Понятие доминанты, которым пользуется Романов, заимствовано им из учения российского физиолога A. A. Ухтомского.