Рондо (текстомузыкальная форма)


Рондо́ (фр. rondeau, от rond – круг[1]) — поэтическая (твёрдая форма) и музыкальная форма с рефреном преимущественно во Франции в XIII—XV веках. Термин «ро́ндо», относящийся к инструментальной музыке барокко и венских классиков, связан с рондо́ этимологически, но по смыслу отличается от него.

Рондо возникло как разновидность труверской кансоны. Сложилось в XIII веке в творчестве Адама де ла Аля (умер в 1287). Наиболее типично 8-строчное рондо с двухстрочным рефреном, со следующей схемой корреляции музыки и текста (r1 — первая строка рефрена, r2 — вторая строка рефрена):

Так построены большинство рондо Гийома де Машо, наиболее яркого представителя этого жанра в XIV веке. У Жанно де Лекюреля, Адама де ла Аля, Машо и многочисленных анонимных композиторов XIV века встречаются также 11-, 13-, 16- и 24-строчные рондо (соответственно, с трёх-, четырёх- и шестистрочным рефренами), в которых выдерживается тот же принцип корреляции стиха и музыки: стихи с рифмой «a» распеваются на одну музыку, а с рифмой «b» на другую.

Поздние рондо в целом более протяжённые: их рефрен состоит из 4 (фр. rondeau quatrain) или 5 (фр. rondeau cinquain) строк. Принцип корреляции стиха и музыки сохраняется. Например, в рондо Дюфаи «Ma belle dame souverainne» (A1, A2 — первая и вторая половины первого сегмента музыкальной формы; B1, B2 — второго):

Популярность рондо у французских и фламандских музыкантов во второй половине XV века в целом снизилась. Известный пример из этого периода — «Fors seulement» Окегема[2]. Большинство сочинений фламандского композитора «второго ряда» Хайне ван Гизегема написана в жанре рондо.

У Кристины Пизанской встречаются рондо из двадцати двух стихов. Карл Орлеанский возвращается к краткой форме. После него реализации рондо отличаются крайним разнообразием: в XV веке насчитывалось до 115 его форм.