Российская железнодорожная миссия


Российская железнодорожная миссия — существовавшая в Советской России, а позже Советском Союзе организация. Была создана на основе «Наказа» Владимира Ленина от 5 ноября 1920 года в рамках заграничного паровозного заказа и отвечала за выпуск на иностранных заводах железнодорожной техники (паровозы и вагоны) и поставки её в Россию; возглавлял её инженер-железнодорожник профессор Юрий Ломоносов. 15 апреля 1923 года была ликвидирована как самостоятельная структура и преобразована в Представительство НКПС за границей. Фактически прекратила существование в 1925—1926 году.

Гражданская война нанесла тяжёлый урон Российскому государству, в том числе распространилась разруха, а производство по сравнению с довоенным уровнем сократилось до 7 раз. И стоит отдельно выделить ситуацию на транспорте, который кроме гражданских перевозок теперь выполнял ещё и воинские. Причём большевикам досталась только часть транспортных средств (например, 1/5 от речного флота Российской империи), да и то часть их требовала ремонта, что в текущих условиях было сложно организовать. Особенно катастрофическим положение было на железнодорожном транспорте, выполнявшем основной объём перевозок (в том числе до 70 % воинских), при этом велика была доля неисправных паровозов и вагонов, которая на 1920 год составляла соответственно 59 и 23 % (в 1913 году — 17 и 5 %). По сравнению с довоенным уровнем, среднесуточный пробег локомотивов был значительно ниже, а объём перевозок по дорогам был в 3—4 раза меньше. Доходило до того, что для организации грузовых перевозок приходилось использовать неподходящие для этого пассажирские паровозы, из-за чего с 18 марта по 10 апреля 1919 года пассажирские перевозки в стране были отменены[1].


Паровоз серии R, который намеревался заказать Красин
Паровоз Эш, построенный по инициативе Ломоносова