Эш (паровоз)


Эш (шведского производства) — грузовой паровоз типа 0-5-0, выпускавшийся в Швеции с 1921 по 1924 год по заказу Советской России. По конструкции аналогичен паровозам серии Э «типа 1917 года».

В период Гражданской войны в Советской России произошёл спад промышленного производства, в том числе к 1921 году производство по сравнению с 1913 годом сократилось в 8 раз, а выпуск чугуна и стали — в 40 раз[1]. В этих условиях заводы и железнодорожные мастерские были прежде всего переведены на выпуск запчастей для ремонта изношенных паровозов, что однако привело к значительному сокращению выпуска новых[2]. Тогда для скорейшего пополнения локомотивного парка страны, 7 февраля 1920 года ВЦИК принял постановление о закупке паровозов за границей[3].

В марте того же года в Европу выехала делегация во главе с Л. Б. Красиным, который на тот момент являлся Народным комиссаром внешней торговли и Народным комиссаром путей сообщения. Делегация направлялась прежде всего в Копенгаген (Дания) и Лондон (Британская империя), но пути делегация сделала остановку в Стокгольме, где Красин встретился с российским торговым представителем в Швеции, а также адвокатом Вильгельмом Хелбергом (швед. Vilhelm Hellberg), через которого познакомился с Гуннаром Андерссоном, который через Хелберга вызвался быть представителем шведских промышленников. После беседы с Красиным, Андерссон принял решение взять часть «русского заказа», поэтому вскоре встретился с владельцем локомотивостроительного предприятия Nydqvist & Holm AB (NOHAB) и договорился о приобретении завода. Далее он направился в Копенгаген, где спустя несколько недель переговоров, 15 мая 1920 года заключил соглашение с Центросоюзом (представитель — Красин) о постройке 1000 больших паровозов по цене каждого в 230 000 крон[4][5].

Согласно российско-шведскому соглашению, из 1000 паровозов первые 100 должны быть модели R, остальные 900 — конструкции, подходящей под русские условия, причём конкретно не уточнялось, какой именно модели. Паровозы R строились заводом NOHAB в 1908 и 1909 годы, всего было выпущено 5 штук; относясь к типу 0-5-0 и имея сцепной вес 85 тонн, они были схожи с русскими паровозами серии Э, потому и заинтересовали Красина. В Германии Леонид Борисович намеревался заказать паровозы типа 1-5-0 с трёхцилиндровой паровой машиной и брусковой рамой («американского типа»). Выбор Красина можно объяснить опасением, что заграничные заводы могли отказаться строить русские паровозы, либо это могло занять больше времени; также нарком считал, что России может быть полезен опыт эксплуатации паровозов заграничной конструкции[6].